О чем сейчас говорят люди, что их волнует, чем они озабочены? Для учителей важно понимать общественный контекст, атмосферу, в которой живут люди, чтобы в школе, на уроке, в общении с детьми учитывать этот контекст. Это и есть часть «медиапространства» – не только сообщения СМИ, но и содержание диалогов на улице, в транспорте, в магазинах, в поликлинике, на почте.
Студенты магистратуры «Образовательная медиадеятельность» МГПУ собирают этот материал как учебный, для развития не только своей медиаграмотности, но и способности вести диалог с детьми на общественной волне.
* * *
Восьмиклассники тренируют навыки аргументации. Задание: «Что ты выберешь – иметь возможность загадывать каждый день одно желание, но результат будет на одни сутки, или загадать одно желание, но на всю жизнь?»
Все высказались, объяснили выбор.
Последний парень, послушав всех: «Я выберу одно желание, но на всю жизнь. Я загадаю, чтобы мои друзья могли тоже загадать желание, результат которого будет действителен всю жизнь. Потом мы соберёмся вместе, составим список желаний, исполнение которых нужно всем: кто-то загадает средство от неизлечимых болезней, кто-то – чтобы не было войн, катастроф. Каждый загадает для всех».
* * *
Утро. Парочка за столом пьет кофе и обсуждает плейлист, сгенирированный яндекс-музыкой.
Девушка: «Ой, нет, эти топорные тексты пишут».
Молчание.
Потом парень говорит: «А эти могут позволить себе 30 секунд тишины».
* * *
Иду по улице в своём районе. Навстречу – один из моих учеников с мамой.
– Здравствуйте!
– Здравствуйте!
Проходят мимо. Краем уха успеваю услышать: «Это наша учительница по медиаграмотности».
Медиаграмотности!
Фраза бытовая, но, услышав со стороны, почувствовала себя Алисой Селезневой, захотелось проверить, на месте ли миелофон. Как-то сразу осознала, что XXI век уже вовсю идет.
* * *
В моем доме живет дедушка. Ему 78. Часто его встречаю – то с собакой гуляет, то идет с тележкой из магазина. Спрашиваю про ежедневный улов. Стоит сегодня курит у подъезда, говорит:
– Пошел в магазин за хлебом. Смотрю – сахар. Мешками. По 5 кг. Два осталось.
Думаю: на кой черт мне этот сахар, недавно взял 10 кг! А потом вижу – мужик взял один мешок… Ну и я взял, чего этому мешку лежать одиноко, – курит и смеется, – пусть теперь дома лежит!..
* * *
О личном.
Есть у меня кавалер, с которым мы находимся ещё в конфетно-букетном периоде. Он мне дарит цветы, походы в кино, разные милые подарочки, а я ему – своё драгоценное внимание.
Звонит мне пару дней назад и говорит: «Милая, я тебе подарок приготовил, но не скажу какой, пусть это будет сюрприз!».
А я к сюрпризам отношусь очень настороженно, после того как дочь подарила мне навозного жука с дачи.
Ну ладно, думаю, поживём-увидим. Встречаемся в выходной, кавалер торжественно достаёт пакет с… гречкой, сахаром, маслом и рисом. Сияет, как начищенный пятак, и торжественно произносит: «Не благодари!»
О времена, о нравы!
* * *
Магазин «Пятерочка». Все разговоры – околосахарные.
Грузная женщина тяжело ходит между прилавками и разговаривает сама с собой, но как будто надеется, что кто-то услышит и поддержит беседу.
– Только в «Пятерочке» бардак. Сахара нет, соли нет. А в «Да!» – сахар по 60 рублей. Если две пачки берешь, третью дают уже за 90 рублей. Справедливо? Справедливо!
* * *
Модерировала дистанционную конференцию учебно-исследовательских работ у 3–4-х классов. Участники из Красноярска (два мальчика и одна девочка) защищают работу «Почему смерч – редкое явление в нашем регионе?». Сделали серию опытов, посвященных условиям, которые необходимы для возникновения смерча. Самый зрелищный – огненная воронка. В ходе дискуссии участники из Санкт-Петербурга задавали вопросы о том, как сделать огненные воронки и не планируют ли красноярцы сделать опыт о возникновении именно смерча. На что один из авторов работы (мальчик) ответил:
– Это сложная задача. Нужна профессиональная лаборатория, куда пока у нас нет доступа.
Другой мальчик с надеждой посмотрел вдаль.
Девочка же глубокомысленно и очень тихо произнесла:
– А что мы можем с ним (смерчем) сделать?
* * *
Выхожу из школы, за мной толпа первоклашек, закончивших наконец учебный день. Ребенок сзади нервно и резко застегивает куртку, дергает портфель на плечах. На крыльце его ждет сияющая от радости встречи мама.
Мама (распахивая объятья):
– Привет, мой сладкий!
Сын:
– И злой!
* * *
Травмпункт.
Большие очереди, люди уже на взводе. Из кабинета первичного осмотра направляют на рентген, потом вызывают и обговаривают результат, назначают лечение. Женщине говорят, мол, у вас не получились снимки, не видно. Она расстроенная, уставшая немного, взлохмаченная, идёт опять в рентген-кабинет.
Громкий бодрый голос из-за двери:
– Проветривание 30 минут!
Женщина:
– Мне сказали к вам идти.
Медсестра:
– Зачем?
В ответ:
– Снимки не получились.
– Как не получились? Прекрасные снимки! Я вам говорю, вы прекрасно получились!
И голос из очереди:
– Это просто ракурс удачный!
Надежда Ван, Олеся Кобыльцова, Екатерина Костыненко, Олеся Салунова