Что происходит? // Новость

​Рособрнадзор обсудил с представителями вузов подходы к проведению аккредитационного мониторинга


​Рособрнадзор обсудил с представителями вузов подходы к проведению аккредитационного мониторинга
Фото: vyksavkurse.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела экспертную сессию, на которой обсуждалось формирование подходов к проведению аккредитационного мониторинга по программам высшего образования.

Открывая мероприятие, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев напомнил, что приказом Минобрнауки России были утверждены восемь показателей, в соответствии с которыми должен проводиться аккредитационный мониторинг в отношении вузов: средний балл ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний творческой направленности студентов, принятых на обучение по очной форме, наличие электронной информационно-образовательной среды, доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе, доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, ученое звание и различные награды, доля работников, имеющих стаж работы по профилю реализуемой образовательной программы, наличие внутренней системы оценки качества образования, доля выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении, и показатель трудоустройства выпускников в течение года после окончания обучения.

«По итогам апробации аккредитационного мониторинга мы пришли к выводу, что эти позиции корректировок не требуют, но необходимо уточнить методику их расчета», - заявил Анзор Музаев.

По его словам, первый аккредитационный мониторинг в отношении вузов, скорее всего, стартует осенью 2023 года. В дальнейшем он будет проводиться раз в три года.

«По итогам мониторинга мы не собираемся составлять рейтинг, определять лучшие и худшие вузы. Цель мониторинга – определить в первую очередь для самих высших учебных заведений, где у них есть проблемы, чтобы руководство вуза могло принимать необходимые управленческие решения. Рособрнадзору мониторинг даст возможность сформировать полноценные индикаторы риска. Попадание вуза в «красную» зону еще не будет означать его автоматического включения в план проверок», - пояснил руководитель Рособрнадзора.

Директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтыникова, возглавлявшая рабочую группу по апробации аккредитационного мониторинга по программам высшего образования, рассказала об итогах этой апробации. Всего в ней принял участие 61 вуз из восьми федеральных округов. Мониторинг был проведен в отношении 363 образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Образовательные программы вуза включались в мониторинг выборочно. Федеральным центром тестирования была разработана и запущена информационная система «Аккредитационный мониторинг», в которую вузы загружали первичные данные.

Апробация показала, что программы бакалавриата и специалитета чаще преодолевали пороговое значение итогового балла, чем программы магистратуры. По многим образовательным программам информацию для мониторинга вузы по объективным причинам не смогли предоставить в полном объеме.

Апробация выявила ряд проблемных вопросов, с которыми еще предстоит работать. В частности, данные в информационных системах представлены в основном в разрезе направлений подготовки, а не образовательных программ, в отношении которых должен проводиться аккредитационный мониторинг. Также отсутствуют стандартные требования к электронной информационно-образовательной среде вуза, не до конца понятно, как подтверждать достоверность предоставленных вузом данных, как учитывать результаты внутренней системы оценки качества образования, механизм учета педагогов в рамках сетевого взаимодействия. Также, по словам Натальи Алтыниковой, в перспективе перечень показателей аккредитационного мониторинга необходимо будет дополнить учетом результатов внешней оценки, такой как профессиональная аккредитация и независимая оценка квалификации.

Она добавила, что аккредитационный мониторинг необходимо проводить в отношении образовательных программ выборочно, чтобы не перегружать вузы избыточной работой по внесению данных. Критериями отбора таких программ могут быть их приоритетная значимость для развития экономики, наличие набора и выпуска в текущем году, наличие российских студентов.

Участники экспертной сессии обсудили источники данных для расчета аккредитационных показателей, автоматизацию и методику расчета аккредитационных показателей, другие вопросы, связанные с проведением аккредитационного мониторинга в вузах различной отраслевой специфики.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube