Что происходит? // Тема дня

Евгений Ямбург: «Я вижу много проблем в образовании, но верю в победу здравого смысла»


Евгений Ямбург: «Я вижу много проблем в образовании, но верю в победу здравого смысла»
Фото: edu.gov.ru

В конце каждого года все мы подводим итоги и строим планы на следующий год, а под бой курантов принято загадывать желания. Мы спросили наших экспертов, какие главные события в образовании произошли в 2022 году, что вызвало их интерес или опасения, а что вселило надежды. Каким им видится предстоящий год, чего они от него ожидают? И какое желание они загадают под звон бокалов?

Мнения получились очень разными, среди наших экспертов оказались и оптимисты, не теряющие надежды вопреки всему, и пессимисты, что, наверное, закономерно в нынешних обстоятельствах. Давайте задумаемся вместе с ними и загадаем, чтобы мечты исполнились, а все плохое осталось в прошлом.


Чем опасны формальные подходы?

В последнее время усилилось внимание к патриотическому воспитанию, которое все больше приобретает милитаристские черты. Мне могут задать вопрос: как вести себя в этой ситуации педагогу?

Отвечу: всё надо делать с умом. И патриотизм не может быть показным, казённым. Вот «Разговоры о важном», например.

Мы находим действительно важные темы для разговоров с детьми, прежде всего связанные с великой русской культурой, с великой музыкой, искусством, живописью, а также с ратной славой. Но нельзя всё время патриотизм трактовать как военный. Он шире и глубже.

Но и изучение ратных подвигов можно делать с умом. Иными словами, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Так, например, Минпросвещения предлагает погружать детей в историю, начиная с первого класса. Формальные подходы в этом случае дадут отрицательный эффект.

Расскажу, как мы в нашей школе поступили. В Москве есть замечательный Музей Победы на Поклонной горе. Наши первоклассники были там на прошлой неделе и вернулись в полном восторге, потому что там проводятся квесты с очень интересными заданиями. Например, там есть Брестская крепость, и нужно найти выход, чтобы вывести из нее последних защитников. То есть если использовать в воспитании методики, ориентированные на зону ближайшего развития детей, это получается красиво и умно. Всё можно делать умно или делать формально, вызывая у детей протест, аллергию на наши воспитательные усилия.

О рисках жёсткой стандартизации

Нельзя всех построить в колонну по четыре и повести в светлое будущее. Нужно сохранять вариативность образования. В то же время в соответствии с законом об образовании необходимо сохранить единое образовательное пространство, чтобы ребёнок, приезжая из Москвы в Архангельск, легче адаптировался к новым учебникам и программам. Поэтому 70% – это обязательная часть стандарта, но 30% это право школы, которая должна учитывать особенность контингента. Одно дело – лицей или гимназия в центре Москвы рядом с метро, где идёт тройной отбор детей, а другое дело – школа в поселке, где много неблагополучных семей. Вроде бы программа одна, но совершенно разные возможности и разные подходы к её реализации с учётом состояния детей, их родителей, социального контекста. Опасность жёсткой стандартизации существует. Но никакого единого образовательного пространства мы не построим, пока за одинаковый труд не будем платить в регионах одинаковые деньги педагогу. Дело в том, что зарплата педагога фактически отнесена к компетенции регионов. Поэтому за одну и ту же ставку в Москве учитель получает не меньше 80 тысяч, а уже в Подмосковье – 53 тысячи, а в Екатеринбурге – 20 тысяч. На это прожить невозможно. Поэтому все берут по 30 часов для того, чтобы заработать себе на жизнь. А это отрицательно влияет на качество образования.

Телега не может идти впереди лошади

Поэтому центральная проблема – это квалификация педагога. Я являюсь руководителем группы разработки нового профессионального стандарта, он будет введён уже с 2023 года. И сегодня педагогу требуются новые компетенции. Мало сегодня быть предметником – физиком, математиком, историком. Поскольку у детей очень много проблем с языковым развитием, надо, чтобы они знали основы дефектологии, психологии. И, к сожалению, пока только пилотные вузы в Москве – Государственный педагогический университет, Московский городской педуниверситет,

Психолого-педагогический университет – ввели на каждом факультете курсы по обучению основам дефектологии, психологии – тому, без чего сегодня учитель будет беспомощен.

Мы в пилотном проекте отработали введение нового профстандарта пока только в двадцати пяти регионах, а внедрять его собираются уже по всей стране. И никого не волнует, готовы ли к этому школы и учителя, лишь бы отчитаться о «массовом охвате». Поэтому я исповедую идею Ушинского. Он писал: никакая реформа образования, никакое изменение в школьном деле невозможно иначе, чем через голову учителя. То есть, прежде всего это проблема квалификации. А программы подготовки учителей отстают, они архаичны, и телега не может идти впереди лошади. Поэтому здесь серьёзнейшая работа по перестройке содержания педагогического образования. Вот ещё одна проблема. Но деваться некуда – придётся учиться.

Что вселяет надежду?

Я очень оптимистично смотрю на все проблемы и противоречия, которых просто пруд пруди. Но тем не менее пробивают себе дорогу очень мощные позитивные тенденции.

Во-первых, это гибкое сочетание традиционного и онлайн-обучения. Одно дополняет другое, здесь только нужно соблюдать меру, потому что появились замечательные компьютерные сервисы, которые облегчают и понимание детей, и возможность создавать объёмное видение проблемы – в науке, культуре и других сферах. Разумеется, это не отменяет работу учителя с живыми детьми глаза в глаза. То есть это как два плеча коромысла, которые нужно держать в равновесии. Поэтому будущее мне видится за конвергенцией онлайн- и офлайн-обучения. Эта тенденция пробивает себе дорогу.

Во-вторых, я бы отметил настоящие прорывы в обучении детей с проблемами здоровья. У нашей школы есть несколько десятков филиалов в стационарах, где лечатся дети с тяжелыми диагнозами, угрожающими жизни, и там организовано их обучение. И это очень важно. В 60 регионах России мы открыли такие госпитальные школы, в том числе и в Белгородской области, где проходят реабилитацию дети – жертвы военных конфликтов. Дело не только в том, чтобы эти ребята не отстали от программы, а в том, что необходимость учиться помогает им на время отвлечься от болезни и преодолеть тяготы повседневного лечения. Это очень поднимает дух, и результаты обнадеживают. Когда мы начинали пробиваться к этой проблеме (это были 1980-е годы), только 13% детей с диагнозом «лейкемия» выходили в ремиссию, то есть излечивались, а теперь – около 90%. В этом плане мы опережаем даже США, где этот показатель достигает 60%.

Более того, мы обучили около 15 тысяч учителей, которые работают по нашим методикам. И проект, который сначала рождался как московский, потом как российский, вышел за пределы нашей страны. И уже в этом году мы открыли такие же школы в Узбекистане, в Таджикистане, в Армении, в Азербайджане, в Киргизии, в Белоруссии.

Все это укрепляет веру в то, что здравый смысл победит.

В канун наступающего Нового года хочется пожелать коллегам оптимизма и самореализации в творческих проектах. Проблем, разумеется, будет много, но, как гласит пословица, глаза боятся, а руки делают.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube