Кандидат педагогических наук, конфликтолог Наталия Сченснович рассказывает, как вовлекать родителей в дела школы, стоит ли закрывать комментарии в чате и каких фраз лучше избегать учителю.
1. Определитесь, для чего вам нужна родительская группа/чат
Хотите ли вы просто информировать родителей о важных новостях или рассчитываете на обратную связь и их активное участие в делах школы? От этого будет зависеть стиль вашего общения.
Большинство учителей боится вовлекать родителей в общение в сети и даже закрывают комментарии в чатах, чтобы избежать дискуссий. Это происходит потому, что они не обладают навыками разрешения конфликтов, не умеют разглядеть позитивное намерение в сообщениях родителей. Если педагог не считает необходимым развивать это умение, тогда лучше и правда закрыть чат для комментариев и превратить его в информационный канал. Другой вопрос, что это несет большие риски для его профессиональной репутации.
2. Вовлекайте родителей в общение
Если вы выбрали второй вариант и рассчитываете на партнерские отношения с родителями, то старайтесь вывести их на диалог и не говорите языком директив. Это раздражает: родители – взрослые люди. А еще это неэффективно: у учителя чаще всего нет рычагов, чтобы заставить родителей сделать то, что ему нужно. Так что выход один – обсуждать и договариваться. А для этого нужно интересоваться мнением родителей, давать им возможность задавать вопросы, выражать сомнения и опасения.
Например, учитель пишет в чат: «До 31 января все ученики должны быть зарегистрированы на олимпиаду по математике, ссылка ниже». В ответ – молчание. Что логично: во-первых, учитель ни о чем и не спрашивал. А, во-вторых, не объяснил родителям, в чем ценность этой олимпиады, как она будет проходить, какие организационные моменты с ней связаны. В итоге родитель, видя сообщение от педагога, думает: «Вам надо – вы и регистрируйте».
3. Придумайте для родительской группы/чата название
Не просто «Родители 7Б», а что-то небанальное, вдохновляющее или забавное. Кстати, можно провести голосование за лучший вариант названия (см. предыдущий пункт).
4. Не общайтесь к родителям в приказном тоне
Команды «ознакомьтесь», «зарегистрируйтесь», «сделайте», «принесите» довольно быстро начинают раздражать. Последите за количеством императивов в своих сообщениях и по возможности старайтесь его ограничивать. То же касается слов «Срочно!», «Важно!» и т. п. Их пишите только в исключительных ситуациях, когда повод действительно важный и срочный.
Если же это информация про то, что на завтрашний урок нужно принести рабочие тетради, лучше выбрать другие формулировки. В противном случае очень скоро родители перестанут серьезно относиться к любым сообщениям в чате.
С капслоком то же самое: его можно использовать редко и по делу. Капслок – это графическое воплощение крика.
НЕ КРИЧИТЕ НА РОДИТЕЛЕЙ.
5. Не используйте манипулятивные фразы
Например, «заранее спасибо» или «надеюсь на ваше понимание». Первая лишает собеседника возможности отказаться, а если педагог хочет выстроить с родителями партнерские отношения, это неправильно. А вторая фраза – помимо того, что манипулятивна – звучит уничижительно по отношению к самому учителю. Неудивительно, что родители после этого не уважают педагогов.
6. Демонстрируйте готовность помочь
Ситуация: девочка забыла в школе спортивную форму, ее мама пишет учительнице с просьбой помочь в поисках. Учительница отвечает: «Я не знаю, где искать. Можете спросить в гардеробе или у уборщиц». (Спойлер: беседа развивается настолько стремительно и эмоционально, что заканчивается в кабинете директора при участии школьного психолога).
В чем неправа учительница? Ведь у педагога и правда не было возможности бросить все свои дела и пойти искать форму. В том, что она сразу же дала маме понять, что не будет помогать.
Если в это время педагог был занят, нужно было так и сказать: «У меня сейчас урок, освобожусь через полтора часа и выясню, что можно сделать».
Кто-то на это может возразить, что поиск формы не вообще входит в обязанности учителя. Но классный руководитель – это человек, который представляет интересы ребенка на территории школы. Поэтому родители справедливо ждут от него помощи.
7. Будьте посредником между родителями и школьной администрацией
Часто школа издает распоряжения, локальные акты, о которых нужно уведомить родителей. Очень важно не просто скинуть их в чат, а дать к ним комментарии, пояснения. Например: «Уважаемые родители, я сейчас отправлю в чат такой-то документ. Пожалуйста, прочитайте его и обратите особое внимание на пункты 3 и 4».
Не пересылайте в родительскую группу без редактуры сообщения, которые вам прислала администрация. Это демонстрация безразличия и неуважения к собеседникам. Как минимум, скопируйте текст, убрав слова «перешлите это родителям», а при необходимости – перепишите его, сделав короче и понятнее.
8. Не используйте канцеляризмы
Их часто любят администраторы, но для общения с родителями этот стиль совсем не подходит. Далеко не все взрослые разбираются в школьных аббревиатурах и заклинаниях из методичек Минпросвещения. Так что, если хотите от родителей участия и помощи, придется говорить с ними на человеческом, а не чиновничьем языке.
9. Пишите коротко
Одно сообщение – одна мысль. И помните: сообщение должно заинтересовать читателя первыми пятью словами. Если, прочитав их, человек не понял, о чем речь, удержать его внимание будет почти невозможно – какая бы важная информация ни шла дальше. Старайтесь использовать побольше глаголов (и поменьше отглагольных существительных).
10. Структурируйте тексты и чат в целом
У сообщений должна быть понятная структура – начало и конец, абзацы, пункты. Так информация будет восприниматься гораздо легче. В чатах очень полезно вводить рубрики/темы/ хештеги (#олимпиада, #отметки, #каникулы) – так родителям будет проще ориентироваться в потоке информации.