Городское образование // Статья

От службы примирения до службы спасения

Как в московских школах решают проблему буллинга и шутинга?

От службы примирения до службы спасения
Иллюстрация: behance.net

30 ноября в Информационном центре правительства Москвы прошла пресс-конференция на тему: «Воспитание в системе московского образования: современные стратегии и практики».

Пространство школы – это испытание

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев отметил, что в последнее время воспитанию школьников уделяется серьезное внимание.

Прежде всего это развитие дополнительного образования.

«Если еще лет 10 назад, а может быть чуть больше, в подавляющем большинстве московских школ во второй половине дня можно было увидеть погашенный свет, закрытые двери, уроки закончились, дети разошлись по домам, то сейчас мы совершенно ответственно можем сказать: практически нет ни одной школы, которая бы в этом режиме существовала. Сегодня школа насыщена, наполнена самым разнообразным дополнительным образованием, кружками, секциями, студиями, самыми разными сферами приложения усилий ребёнка», – подчеркнул Антон Молев.

Более того, пространством для самореализации подростков становится весь город с его огромными возможностями: университетами, колледжами, музеями.

Большим спросом среди подростков пользуется проект «Суббота московского школьника».

И все же главенствующую роль в жизни ребенка, по мнению Антона Молева, играет школьная среда, в которой он находится бОльшую часть своего времени.

«Пространство школы – это испытание, это потенциальный стресс, это коллектив сверстников, по-разному организованный и по-разному эмоционально сложившийся. А ситуаций, в которых ребёнок хотел бы покинуть школу, может быть очень много», – считает заместитель директора Департамента и образования г. Москвы.

В числе таких ситуаций – несложившиеся отношения с одноклассниками, несправедливая оценка учителя или буллинг.

Поэтому воспитательная задача школы – создать противоборствующие точки притяжения, чтобы ребёнок хотел прийти в школу. Это может быть яркий, интересный учитель; организация событийного пространства взаимодействия, общения, интересной творческой среды; создание правил, которые понимают и разделяют дети и взрослые.

В этой работе должна участвовать команда самых разных профессионалов – заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов.

Службы психологического сопровождения сегодня действуют по всей столице, и не только в школах, но и на базе межрайонных советов директоров – за консультацией туда могут обратиться и школьные психологи, и учителя, и семьи.

По словам Антона Молева, в Москве действует комплексная система профилактики буллинга, позволяющая оценить степень вероятности травли в классе на основе опроса ребят и включающая систему повышения квалификации для классных руководителей.

«Большая наука – услышать друг друга»

Директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки г. Москвы Любовь Олтаржевская рассказала о том, что в прошлом году был запущен большой проект по созданию школьных служб примирения, в настоящее время ведется подготовка специалистов для новых структур.

В частности, их обучают подходам, призванным восстановить нарушенные отношения между подростками, когда первичная профилактика не сработала и создания позитивной среды для социализации каждого ребенка не случилось.

Как пояснила Любовь Олтаржевская, «восстановительные технологии учат ребят услышать друг друга даже в конфликте, понять и принять позицию иного».

С ее точки зрения, это направление сегодня наиболее перспективно и очень актуально для московских школ. Ведь главная причина буллинга – неумение договариваться и решать вопросы мирным путем.

Еще один отрицательный фактор – неблагополучная ситуация в семье. В этом случае дети и родители могут обратиться в службу неотложной психологической помощи, где работают специалисты экспертного уровня, которые тесно сотрудничают с коллегами из Департамента труда и социальной защиты населения.

По словам Любови Олтаржевской, в этой службе получили поддержку более 500 московских семей.

«Наша задача – помочь московским семьям сделать так, чтобы в период взросления ребенка его жизнь в школе была максимально психологически безопасна и комфортна», – подчеркнула Любовь Олтаржевская.

О чем сигналит «красная кнопка»

В последнее время безопасность школы находится в центре постоянного внимания из-за участившихся случаев скул-шутинга.

По свидетельству Антона Молева, вся система безопасности в образовательных организациях столицы регулярно проверяется, оснащается, и в дополнение к этому с октября в школах ввели единый номер - «красную кнопку», работающую в круглосуточном режиме.

«В случае выявления угрозы физической расправы, насилия (по рассказам ребят или сообщениям в соцсетях) этот сигнал тут же должен быть отправлен на круглосуточную линию, дальше оператор должен позвонить в три ведомства УВД, ФСБ и прокуратуру – для того чтобы срочно были приняты меры», – отметил Антон Молев.

По его словам, за год с лишним работы этой службы на «красную кнопку» поступило около 70 сигналов, один из них оказался реальным. Выпускник школы действительно заявил, что он собирается совершить нападение на школу, его успел задержать наряд УВД при попытке проникнуть на территорию школы. У нарушителя не было при себе оружия массового поражения, но имелись травматический пистолет и нож. Против него возбудили уголовное дело, преступление удалось предотвратить.

Специально для педагогов разработана комплексная информационная система «Классный помощник», которая по 20 с лишним критериям предлагает фиксировать наиболее рискованные ситуации социально опасного положения или тяжелой жизненной ситуации подростка. В этом году в систему добавили новый критерий, позволяющий определить так называемое тревожное состояние.

В случае выявления такого рода признаков классный руководитель должен обратиться в службу психологической поддержки, в городской психолого-педагогический центр, чтобы системно сопровождать ребенка, семью, вводить дополнительные психологические практики и тем самым предотвратить трагедию.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube