Качество образования // Статья

Исследование: большое количество домашних заданий никак не влияет на знания


Исследование: большое количество домашних заданий никак не влияет на знания
Фото: psihocentr.akrns.gov.spb.ru

К удивительным выводам пришли российские исследователи в области образования. Эксперты изучили объемы домашнего задания, периодичность его выполнения и качество заданий. Оказалось, что российские школьники едва ли не самые загруженные во всем мире, а большое количество домашних занятий на знания никак не влияет. Даже наоборот: чем больше учитель задает, тем хуже результаты учеников. О тревожной тенденции «Вестям образования» рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева.

«По запросу Государственной думы мы делали доклад о связи учебной нагрузки учащихся по программам общего образования с результатами международных исследований TIMSS и PISA. Первое – очень серьезное исследование качества математического и естественнонаучного образования, второе – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся», – поделилась с «ВО» Галина Ковалева.

Исследования проводились на примере домашней нагрузки учеников 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным дисциплинам. Рассматривались несколько позиций: число учебных дней, специфика образовательных организаций, время, которое дети тратят на выполнение домашних заданий, частота заданий и многое другое.

«Вопрос “Как часто вы задаете домашнее задание по математике” показал, что порядка 60 процентов учителей задают его ученикам четвертых классов три-четыре раза в неделю, а в 8-м классе эта цифра достигает 80 процентов! В других странах совсем другое распределение. Из 50 стран только 25 процентов зарубежных учителей задают ученикам домашнее задание три-четыре раза в неделю. При этом почти нет стран, где дети полностью освобождены от домашних уроков», – отмечает эксперт.

Выяснилось, что абсолютное большинство учащихся в России делают дома уроки каждый день. При этом ученики начальных классов не показали более высоких результатов в сравнении со своими сверстниками, которые получают домашнее задание три раза в неделю. Вывод напрашивается сам собой: не всегда частота выполнения уроков за пределами школы влияет на знания и образовательные результаты детей.

«Чем больше времени российские восьмиклассники тратят на домашние задания по математике и естественнонаучным предметам, тем хуже результат», – резюмирует Ковалева.

Интересен и другой аспект: сколько времени дети из разных стран тратят на выполнение заданий и, что важнее, каково качество этих заданий.

Например, в Сингапуре, Южной Корее и Японии в 4-м классе на выполнение домашнего задания по математике 70% учителей закладывают 30 минут, в 8-м классе порядка 50% педагогов увеличивают продолжительность до часа. Примерно такая же картина и в российских школах. При этом подход к качеству домашнего задания разительно отличается.

В России дети дома, по сути, повторяют то же самое, что было на уроках в школе: в однотипных заданиях просто меняются имена и цифры и действуют те же алгоритмы. В азиатских же странах задания совершенно другого качества: в школе дети разбирают задание, которое дома им предстоит решить другим способом.

То есть ребенок должен проявить творческие способности и провести аналитическую работу. Поэтому и результат по функциональной грамотности в азиатских странах, по мнению экспертов, существенно выше, чем у нас.

«Да, ты можешь просто выучить, но человек же не компьютер, который набили разными файлами. Раньше энциклопедически образованная личность действительно считалась эталоном – бесчисленное знание фактов и возможность что-то быстренько вспомнить, ответить на вопрос “Что? Где? Когда?”. Но сейчас идеалы изменились, ценится функциональная грамотность, способность полученные знания переносить в ту или иную ситуацию. И эти изменения, конечно, должны отразиться на школьных домашних заданиях. Нужно помнить, что домашние задания должны быть рычагом к развитию интересов детей. Но это возможно только при их правильной организации», – уверена Ковалева.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube