26 октября Госдума одобрила в первом чтении проект федерального закона о бюджете на 2023 и плановый период 2024–2025 годов. В своей очередной колонке первый зампред комитета по высшему образованию и науке Олег Смолин рассказывает о его особенностях и очевидных недостатках.
На фоне дефицита бюджета растут социальные выплаты, но они не покрывают инфляции
Подробный анализ бюджета – дело будущего. Отметим пока лишь некоторые его особенности.
Первое. Бюджет будет дефицитным. Дефицит бюджета должен составить около 2% ВВП. Мировой нормой считается 3%. То есть правительство могло бы потратить еще более триллиона рублей на нужды людей и развитие страны, но ограничилось решением о том, что к 2025 году дефицит бюджета должен сократиться до 0,7% от ВВП. Иными словами, предполагается по-прежнему изымать из экономики часть денег для того, чтобы обеспечить так называемую макроэкономическую стабильность.
Второе. Помимо обороны, что понятно, и национальной безопасности, что уже вызывает некоторые вопросы, наиболее значительно растут расходы бюджета на сельское хозяйство и социальную политику плюс примерно 25%. Это хорошо, поскольку по крайней мере дефицита продуктов питания в России точно не будет. Напомню, что в этом году в стране рекордный урожай пшеницы – порядка 150 миллионов тонн. Непонятно только, сможем ли мы вывезти хотя бы 50 миллионов на экспорт, потому что России вполне достаточно 100 миллионов тонн.
Не пропадёт ли часть нашего зерна из-за международных санкций, которые формально не объявлены, но фактически применяются?
Увеличение расходов на социальные нужды в основном связано с новыми регионами и так называемым «детским» бюджетом. Кстати, закон об универсальном пособии, который предложило правительство и приняла большинством голосов Государственная дума (исключение составили фракции КПРФ и «Справедливая Россия»), противоречит закону сохранения вещества. Напомню, Ломоносов формулировал его так: если в одном месте что-то убавится, то в другом столько же прибавится. На практике прибавляются пособия беременным женщинам, но уменьшаются пособия для детей от 1,5 до 3 лет, поскольку по действующему сейчас закону они выплачиваются семьям с доходом до двух прожиточных минимумов, а теперь будут до одного. Впрочем, закон принят пока только в первом чтении, посмотрим, что будет дальше.
Сам МРОТ с 1 февраля 2023 года возрастает до 16 242 рублей (в настоящее время – 15 279 рублей).
Но надо вспомнить и посчитать, что, по официальным прогнозам, цены в России за этот год увеличатся на 12,4%. В реальных ценах, конечно, больше.
Интеллигенция в следующем году станет беднее, чем была в текущем
Третья позиция. Что касается вложений в человеческий потенциал, то они растут очень мало – меньше, чем официальный рост цен. Я имею в виду образование, здравоохранение, науку и культуру. Расходы на медицину в регионах растут на 11%, то есть ниже уровня инфляции, расходы на фундаментальные исследования – на 10,6%. Напоминаю: по международным данным, один доллар, или рубль, или юань, вложенный в фундаментальную науку, потенциально даёт рост в четыре раза – 4 доллара, рубля или юаня. Но не сразу, а в долгосрочной перспективе.
Расходы на образование растут на 10,2%, то есть ниже роста цен.
И, наконец, расходы на культуру растут чуть менее, чем на 10% по сравнению с плановыми расходами на 2022 год. Поэтому в целом мы должны признать, что интеллигенция в следующем году станет беднее, чем была в текущем.
Четвёртое. Если говорить про заработную плату, то расходы на зарплату тех, кто работает в федеральных учреждениях образования, науки, медицины, культуры, растут на 8,7%. То есть почти в 1,5 раза ниже, чем ожидаемый рост цен в 2022 году (12,4%).
По поводу заработной планы педагогов, медиков, работников культуры, которые живут в регионах, я специально задавал вопрос министру финансов и заместителю председателя правительства Антону Силуанову. Его ответ был таким: «Мы обеспечиваем исполнение указа президента № 597 от 2012 года». Но в российских регионах не подтверждают, что эти деньги заложены в бюджет. Кроме того, по данным Общероссийского народного фронта, в 85 регионах РФ указ 2012 года в части оплаты труда педагогов так и не исполнен.
Моя оценка, совпадающая с оценкой экономистов, что наиболее высокую реальную заработную плату, если посчитать её в соотношении с нагрузкой, российские учителя получали в 2012 году.
С тех пор нагрузка росла, а реальная заработная плата, как правило, не успевала за ростом цен.
Пятое. Что касается заработной платы тех работников образования, медицины, науки и культуры в федеральных учреждениях, которые не подпадают под указ президента № 597 от 2012 года (это технический персонал), то им обещают увеличение заработной платы на 5,5% с 1 октября 2023 года.
Получается, что в пересчёте на год увеличение их зарплаты составит 1,4%.
О бедном студенте замолвили слово
Шестое. Не забыли и о студентах. С 1 сентября 2023 года их стипендия увеличится на те же 5,5%. Поскольку четыре месяца – это 1/3 от года, то стипендии в пересчёте на год увеличиваются примерно на 1,8%, причём это не стипендии, а стипендиальный фонд. После этого вузам говорят, что «вот вам 3 рубля и ни в чём студентам не отказывайте».
Хочу ещё раз напомнить, что в моё время стипендия обычного студента обычного вуза составляла 40%, а иногда и 80% от прожиточного минимума. Сейчас она составляет менее 12% от нового прожиточного минимума.
Я далёк от идеализации прошлого, но уровень стипендий был несопоставимо выше, чем в настоящее время.
Правда, Министерство науки и высшего образования обещает наиболее отличившимся студентам технических вузов гранты. Размеры этих грантов в пересчёте на отличившегося студента мы увидим, но хочу заметить, что в советский период стипендия студента вуза, который готовился работать в оборонно-промышленном комплексе, была выше прожиточного минимума. И, конечно, гранты, которые получат избранные, никак не компенсируют общий уровень жизни учащейся молодежи. Если мы хотим стимулировать будущих инженеров, нам нужно обеспечить им достойный уровень стипендий, не говоря уже о высокой заработной плате.
Надо определять приоритеты
И седьмая позиция. Особо хочу сказать о госпрограмме по строительству школьных зданий. В 2023 году планируется построить 5 тысяч школ, и этого явно недостаточно. Если мы такими темпами будем строить школы, то поручение президента мы исполним к концу XXI века. Я напомню, что в 2014 году президент выступил с инициативой, и в 2015 году правительство приняло распоряжение о том, сколько денег выделять каждый год для строительства новых школ. Задача ставилась предельно просто: к 2020 году перевести на односменный режим учебы всю начальную школу и все старшие классы. А к 2025 году перевести на односменную учебу всю основную школу с пятого по девятый классы. После этого мы многократно требовали от правительства исполнения его же собственного распоряжения. Антон Силуанов от имени правительства объяснил: «Подумаешь – две смены, мы же сами так учились». Сейчас пересмотрена вся программа. Речь идёт только о ликвидации третьей смены и о строительстве новых школ в наиболее перенаселённых субъектах РФ.
Если бы я принимал решения, то сейчас сконцентрировался бы больше на капитальном ремонте школ, потому что, пока мы пытаемся строить новые здания, старые выходят из строя.
Новые школы тоже надо строить, но только там, где это наиболее необходимо.
Например, у меня в Омске есть новый микрорайон, он называется Ясная Поляна. Там уже больше 5 тысяч жителей, но там ни школы, ни садика, и всех детей везут невесть куда. И по новым намёткам, вероятно, школа появится только в 2024 году, хотя мы делали всё возможное для того, чтобы она там появилась. Надо определять приоритеты.
И ещё я отказался бы от безумного использования Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 4 4-ФЗ при строительстве новых школ и детских садиков.
Дело в том, что в том же моём городе Омске военные строители построили новые здания кадетского корпуса. Если бы они работали по 44-му закону о госпоставках, они бы не сделали это, скорее всего, и за три года, настолько бюрократически накручен закон. Поэтому, когда перед нами выступали представители правительства, я говорил: «Давайте, коллеги, дадим всем строителям те же права, которые имеют военные строители. И тогда строительство резко ускорится. В противном случае мы будем строиться до скончания веков». Сейчас время другое. Надо отказаться от безумных бюрократических ограничений, которые мешают людям нормально работать.
И еще: все национальные проекты по образованию, науке, жилью, экологии и другие сокращаются на 7%. На мой взгляд, сейчас нужно было бы определить, что нельзя этот кусок масла размазывать на всю большую-пребольшую лепёшку. Ситуация такая, что надо обозначить приоритеты и на них сконцентрироваться по-настоящему. Нельзя работать в рамках старых национальных проектов. Ситуация поменялась радикально, а иначе у нас получится Тришкин кафтан.
Заключение
Против закона о бюджете в первом чтении голосовали фракции КПРФ и «Справедливая Россия» и некоторые члены фракции «Новые люди». Коммунисты и справедливороссы подготовили альтернативные проекты, а «Новые люди» – около 100 поправок.
Однако опыт показывает, что в рамках второго чтения можно исправить только отдельные недостатки бюджета, поскольку его основные параметры заданы при принятии в первом чтении. Поэтому во втором чтении нас всегда загоняют в угол и говорят: «Ах, вы хотите добавить на образование? У кого отнимете? У медицины? У аграриев? Или у кого-то ещё?» А мы говорим, что пора использовать хотя бы остатки Фонда национального благосостояния, половина которого потеряна в результате непрофессиональных действий Центрального банка и Минфина.
Второе чтение проекта бюджета состоится предположительно в середине ноября.
Справка
В соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», доходы в 2023 году запланированы в сумме 26,1 трлн рублей, в 2024 году – 27,2 трлн рублей, в 2025 году – почти 28 трлн рублей. Расходы – 29 трлн рублей в 2023 году, 29,4 трлн рублей в 2024 году, 29,2 трлн рублей в 2025 году.
С 1 февраля запланирована индексация соцвыплат выше уровня инфляции – на 12,3 %. Кроме того, предусмотрено повышение зарплат работникам бюджетной сферы, увеличение МРОТ до 16 242 рублей и прожиточного минимума.
Среди статей расходов бюджета ключевой остается социальная политика, на которую планируется выделить 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема. Второе место занимает национальная оборона, на которую выделено 4,98 трлн рублей, или 17% от бюджетных трат. На национальную безопасность и деятельность правоохранительных органов отведено 4,417 трлн рублей (15% расходов).
Представляя документ на пленарном заседании, министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что все ранее принятые решения учтены в проекте бюджета, исполнение социальных обязательств – безусловный приоритет: будут проиндексированы пенсии и материнский капитал, предусмотрены средства на поддержку семей с детьми.
Также, по его словам, проект федерального бюджета на 2023–2025 годы отвечает задачам обеспечения безопасности страны, воссозданию собственных технологических компетенций, учитывает как новые вызовы, так и реализацию всех тех решений, о которых говорилось в предыдущие годы. Антон Силуанов подчеркнул, что документ учитывает развитие новых регионов: соответствующие средства заложены.
«Мы видим, что прогноз, который предоставило Минэкономразвития, имеет очень реалистичный показатель. Вместе с тем есть некоторые показатели, по которым у нас есть замечания: например, оптимистичный вариант экспорта, импорта, который заложен в бюджет, ослабление курса. В соответствии с этим несколько более оптимистичные оценки доходов требуют дополнительного внимания», – подчеркнул Алексей Кудрин.