Образовательная политика // Новость

В Санкт-Петербурге на круглом столе Общества «Знание» обсудили расширение возможностей просветительской деятельности


В Санкт-Петербурге на круглом столе Общества «Знание» обсудили расширение возможностей просветительской деятельности
Фото Егора Вадова

11 ноября в Санкт-Петербургском Доме журналиста состоялся круглый стол Российского общества «Знание» о месте просветительской деятельности в современной образовательной политике России.

Открывая круглый стол, заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Арсений Майоров задал тон дискуссии, пояснив, что просветительство является не только феноменом общественной жизни, но и одной из ключевых форм гражданского самосознания, формирования патриотизма и социо-бытового контура гражданина.

«Именно через восприятие тех знаний, которые человек может получать из окружающего мира, возникает возможность выстраивания собственной, индивидуальной мировоззренческой модели», – считает он.

То, что в России просветительская деятельность стала частью обновленного закона «Об образовании», это большой плюс, уверен заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Арсений Майоров.

«Просветительство и образование – два смежных направления. Одно без другого невозможно, потому что любая передача знаний – это вход на территорию образовательной деятельности. Этот вопрос особенно актуален для дискуссии в контексте объявленного президентом РФ Года педагога и наставника, поскольку высококлассный просветитель одновременно и педагог, и наставник для своей аудитории. Одним из наиболее важных и сложных вопросов, стоящих перед современной просветительской деятельностью, является то, каким должен быть просветитель, в том числе лектор Российского общества “Знание”», – заявил эксперт.

С базовым сообщением выступила сенатор РФ, председатель Координационного совета Российского общества «Знание», один из авторов закона «О просветительской деятельности» Любовь Глебова. Она уточнила, что в апреле 2021 года был принят № 85-ФЗ, который определил понятие «просветительской деятельности» как деятельности вне рамок реализации образовательной программы образовательной организации и заложил основы регулирования просветительства. Любовь Глебова рассказала, что сообщество очень по-разному интерпретировало это событие. Одни восприняли это как расширение возможностей, когда к вопросам развития личности можно подключать не только тех, кто имеет право участвовать в образовательной деятельности. У других появилось опасение чрезмерной регламентации. Третьи выразили надежду, что формальный подход к нормам, правилам и требованиям ограничит включённость в эту деятельность большого количества людей. Но к закону требовалось нормативное дополнение в виде постановления правительства.

«И это был тот случай, когда включение общественности сыграло решающую роль, поскольку первый проект постановления содержал очень много ограничений. Доработанный документ – результат взаимодействия органов исполнительной власти, Министерства просвещения, Министерства образования и науки, аппарата правительства РФ с профессиональными общественными организациями. Теперь в основе документа – расширение возможностей для просветительской деятельности», – заявила Любовь Глебова.

Ведущий семинара, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский напомнил, что первое Министерство народного просвещения появилось 220 лет назад, и культурно-историческая традиция – это своего рода фундамент: «Если мы ее сломаем, то ничего хорошего из этого не получится».

«Задача просветительства состоит в том, чтобы, несмотря на изменившиеся социокультурные обстоятельства, не прерывалась связь времен», уверен эксперт.

Он также отметил высокий потенциал просветительства для образовательной политики. Вопрос, по его мнению, лишь в том, как институционально этот потенциал можно использовать. Потому что, если механизмы регулирования брать из учебного процесса, можно сломать сам принцип просветительства.

Профессор МГУ, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин предложил разработать механизм стимулирования педагогов, чтобы они «увлекались, вовлекались и осуществляли просветительскую деятельность».

Важно уйти от пропагандистских клише и обязательности той или иной риторики, считает он, и обеспечить вовлечение профессорско-преподавательского состава в формирование предметов и их содержания, влияющих на эффективное мировоззрение человека, который, проходя через систему образования, находил бы свое место в жизни и понимал бы, как он может себя реализовать и обеспечивать в том числе продолжительный эффект, сказывающийся на нем, его семье и гарантирующий хорошую жизнь его детям.


Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей советской интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года – Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года – Общество «Знание России»). Члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество “Знание”». 21 апреля 2021 года в послании президента РФ Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.

Больше информации о деятельности Российского общества «Знание» – на сайте и в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube