Проба пера // Статья

«Если мастер видит, что ты ему не подходишь и он не сможет тебя ничему научить, то отчисляют»

О том, как непросто учиться в театральном институте.

«Если мастер видит, что ты ему не подходишь и он не сможет тебя ничему научить, то отчисляют»
Фото из личного архива автора

«Готовить еду, чтобы взять с собой в институт, времени нет, в комнате был бардак. Я не успевала ни убраться, ни погладить вещи, ни поговорить с родными. Открыла глаза – встала, пошла. Пришла – легла, и всё».

Учеба в театральном отличается от учебы во многих институтах. Здесь нет курсовых, а вместо диплома студенты готовят спектакль. Анна Хрисанова, студентка 4-го курса актерского факультета ИСИ, рассказала об опыте учебы на актерском.

– Учиться в театральном – это находиться в постоянном процессе обучения, наблюдения и выживания. Это значит, что ты постоянно сконцентрирован. Вот еду я в метро, слежу за каждым человеком в вагоне, стараюсь разглядеть его черты, смотреть, на что нацелен взгляд, как он двигается, что говорит. И если ты этим не живешь, то ты не станешь хорошим актером.

На первых трёх курсах пары у будущих актеров начинаются в 9 утра. Сначала две-три лекции, потом вокал, танец или сценическое движение. А дальше всё самое интересное: разбор пьес, отрывков, репетиции спектаклей. Домой студенты уходят в 1011 вечера, бывает, что и позже.

Я думаю, мы могли бы и на ночевки оставаться, если бы позволял институт. Это частая практика на актерских факультетах.

На сон остается 34 часа в лучшем случае. Перерывов между занятиями практически нет: 5 минут, чтобы успеть сбегать в туалет, и всё.

Наш мастер приезжает раньше всех, а уезжает позже. И за 3 года я ни разу не видела, чтобы он ел. Единственное, он выпивает чашку кофе. И всё.

На четвертом курсе стало чуть легче. Здесь появилось свободное время. Так как на актерском учиться приходится не только по будням, но ещё и в субботу, и в воскресенье, то выходными считаются даже те дни, когда домой приезжаешь в пять-шесть вечера.

В театральном институте, как и в любом другом, есть теоретические предметы. Но большинство из них начинаются со слова «история»: история культуры, история театра нового века и т.д. А вот физкультуры в привычном её понимании нет.

Главная задача во время учебы – снять зажимы тела и комплексы.

Это очень важно для вхождения в образ: неважно, молодая девушка ты или дама в возрасте, нужно полностью чувствовать всё, что происходит и воплощать это в жизнь. Поэтому программа насыщена такими предметами как танец, сценическое движение, пластика, ритмика.

На первом курсе некоторые предметы казались бесполезными, например, история культуры. Я думала, что должно быть только актерское мастерство. Но на третьем курсе эти знания понадобились для создания образов. Пришлось все перечитывать, вспоминать, у кого-то брать лекции. Сейчас мне даже основы государственной политики не кажутся лишними.

Зачеты и экзамены чаще всего проходят в форме показов. На первых курсах это какие-то простые вещи. Например, разминка речевого аппарата. А вот на старших курсах – уже отрывки из произведений или спектакль полностью. Но упор делается не на актёрскую игру, а на отсутствие говора, постановку голоса, течение звука, дыхание. Теоретические предметы сдаются так же, как и в других институтах.

Пересдач по профильным предметам нет. Не сдал вовремя определенные предметы никуда дальше не допускаешься и тебя отчисляют.

Кстати, если мастер видит, что ты ему не подходишь и он не сможет тебя ничему научить, то тоже отчисляют.

На первом курсе мальчик начал перечить мастеру, говорить, что думает по-другому и не согласен с ним. Мастер ответил, что нужно делать то, что говорят, идти как слепой котёнок, полностью доверять своим преподавателям. Иначе невозможно ничему научить, ведь самое важное в театральном институте – это сострадать, а не прикидываться. Когда сострадаешь, получается настоящая актёрская игра. Мальчик не согласился, стукнул бутылкой по полу, и его отчислили.

Практика в театральном институте тоже с особенностями. Здесь не нужно самостоятельно искать место. В каких-то институтах студенты практикуются на сцене театра. Конечно, главных ролей нет, в основном массовка. Но небольшую отдельную роль дать могут.

В других институтах студенты практикуются на учебных сценах. Либо ещё могут приходить кастинг-директора и отбирать студентов для дальнейшей работы. А вообще, весь четвёртый курс выделяется на показ и допостановку спектаклей. Также студентам нужно ходить на спектакли, вести дневник, куда они записывают аннотации к спектаклям и свои мысли.

Совмещать учёбу с работой не получится, а вот со съемками можно, но только при одобрении мастера.

Прежде чем согласиться сняться в фильме, студент должен сказать, у кого будет сниматься, что за фильм, какие условия.

Также мастер может сказать, что не хочет, чтобы студент снимался сейчас. Тогда сниматься нельзя или студента отчислят.

Вообще так не во всех мастерских, но в нашей студент без разрешения мастера не может выходить из своего типажа, то есть поправиться, похудеть, покрасить или подстричь волосы – всё это нельзя.

Как и всем студентам в 2020 году, будущим актёрам пришлось столкнуться с новым форматом работы. Это было сложное время для театральных институтов, ведь самое важное для актёра – взаимодействие друг с другом, а это возможно только во время работы на площадке. И если лекции возможно перенести в зум, то с профильными предметами пришлось выкручиваться: искать какие-то альтернативы привычному формату обучения, репетировать друг у друга дома. Позволить себе уйти полностью на дистанционку студенты не могли.

Наши педагоги поступили очень мудро. Обучение никак не изменялось в своей интенсивности. Мы так же занимались с девяти утра до одиннадцати вечера. Каждый день было много заданий по профильным предметам. То есть занятия проходили в формате мастер-класса. Сначала педагоги давали нам задание, объясняли, как это сделать и что они от нас хотят. Например, нам могли дать задание снять этюд на тему «до свидания». А к определенному времени нужно было это снять и выложить в специальную закрытую группу. Дальше мы снова все созванивались, и педагоги разбирали наши работы.

На четвертом курсе я уже твёрдо была уверена, что не зря поступила в театральный институт. А вот на втором и третьем меня посещали сомнения. Хотелось отдохнуть, провести время с семьей, друзьями. К тому же сложно поддерживать отношения со своим любимым человеком.

Многие, поступив в театральный институт, расходятся и начинают встречаться со своими однокурсниками. Иногда ты не видишь молодого человека или девушку три недели или даже больше.

Получаются отношения на расстоянии, а это для многих тяжело.

Сейчас мне всё очень нравится. Я не знаю, пойду ли дальше по этой стезе или выберу другое направление. Но на данный момент учеба в театральном дает определенные плоды в миропонимании, общении с другими людьми, да даже просто в прочтении произведений или изучении истории. Ты намного проще понимаешь взаимосвязь человека с человеком. Поэтому я, наверное, даже счастлива, что учусь именно в театральном.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube