Государственный центральный академический театр им. С.В. Образцова уже давно и успешно ставит спектакли не только для детей, но и для взрослых.
Еще при жизни основателя театра Сергея Образцова были поставлены «Необыкновенный концерт» в 1946 году, «Божественная комедия» в 1961 году, «Дон Жуан» в 1975 году и многие другие блистательные спектакли.
Нынешний главный режиссер театра, Заслуженный деятель искусств РФ Борис Константинов, художник Виктор Антонов и композитор Катя Миц, продолжили славную традицию, осуществив постановку спектакля «Турандот» по пьесе знаменитого итальянского драматурга XVIII века Карло Гоцци.
Это удивительная сказка, в которой причудливо переплетаются экзотика древнего Китая и романтика Венеции, а герои восточной легенды (Турандот, Калаф, Адельма) соседствуют с образами итальянской комедии дель арте: Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труффальдино.
И декорации представляют собой смесь «китайского с венецианским»: куклы перемещаются по сцене в гондолах, но приветствуют друг друга по-китайски; девушка – служанка Турандот – наливает всем участникам спектакля национальный китайский напиток – чай, а между тем декорация на передней части сцены напоминает старинный европейский город, в окошки которого выглядывают герои в масках комедии дель арте.
Сюжет «Турандот» и прост, и в то же время затейлив: главная героиня, дочь китайского императора Алтоума, не желая выходить замуж, загадывает сложные загадки своим знатным женихам, а тем, кто не нашел ответа, отрубают головы. Не случайно одним из главных элементов декорации является деревянная плаха, на которой беспощадно отрубают головы претендентам на руку и сердце китайской принцессы.
В фойе тоже был выставлен аналогичный эшафот, и многие зрители фотографировались на его фоне.
Такова особенность этой сказки: несмотря на жестокость главной героини, все понимают условность происходящего, а еще оптимизм вселяют смешные реплики кукольных артистов, в которых мелькают слова из хорошо известных современных песенок.
Вообще жанр этого произведения Карло Гоцци определяется как «ироническая сказка», поэтому и знаменитая постановка Евгения Вахтангова 1922 года стала основой концепции «театра-праздника». Эту традицию Театр имени Вахтангова продолжает до сих пор, по крайней мере в постановках «Принцессы Турандот» разных лет.
И спектакль театра Образцова не исключение: его «Турандот» – легкая, веселая, красивая постановка, заставляющая на время забыть о суровых буднях.
Здесь побеждают добро, смекалка, юмор, а самодурство власть имущих выставляется в смешном и нелепом свете.
Наверное, поэтому «Турандот» пользуется неизменным успехом у зрителя уже на протяжении нескольких лет.
После просмотра остается ощущение, что куклы могут все: они заставляют нас не только смеяться, но и задуматься, пробуждают желание помечтать и вселяют надежду на лучшее. Но за куклами стоят реальные артисты, благодаря которым они двигаются, разговаривают, поют, летают по воздуху. Артисты, которые помогают куклам творить чудеса, появляются в конце спектакля, держа высоко над головой своих «подопечных», и тут же исчезают в волнах нарисованного синего моря.
Спектакль стал лауреатом шести номинаций Национальной театральной премии «Золотая Маска-2019» и был признан лучшим спектаклем сезона 2017–2018 в Театре кукол по версии «Московского комсомольца».