ЕГЭ и ОГЭ // Тема дня

Михаил Шнейдер: «Не вместо ЕГЭ, а плюс к нему»


Михаил Шнейдер: «Не вместо ЕГЭ, а плюс к нему»
Фото: kuban.kp.ru

В декабре минувшего года прошло бурное, но короткое обсуждение идеи главы Рособрнадзора Анзора Музаева к 2030 году заменить ЕГЭ на портфолио ученика. Ну, обсудили и забыли. На самом деле все не так однозначно, и разговор об этом стоит продолжить. Мы предлагаем вниманию читателей точку зрения директора 45-й московской школы имени Л.И. Мильграма, члена президиума Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Михаила Шнейдера. Он предлагает некий синтез ЕГЭ и портфолио, опираясь на опыт школ Международного бакалавриата.


Все повально – большие специалисты в медицине, футболе и образовании

– История о замене ЕГЭ на портфолио началась довольно давно. 9 октября 2020 года «Партия роста», которую возглавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов, предложила заменить ЕГЭ цифровым портфолио, в котором будут собраны все результаты учёбы ребёнка с дошкольного возраста до магистратуры. 23 ноября 2021 года председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выразил мнение, что Единый государственный экзамен надо отменить, ведь он является настоящей пыткой для молодежи. А завершилось все уже в декабре 2021-го, когда глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил о необходимости альтернативы ЕГЭ: «Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения – учебные и нет – суммированы в один файл. А произойти это может к 2030 году». Михаил Яковлевич, что вы думаете об идее такого отказа от ЕГЭ?

– Предложения отменить ЕГЭ стали появляться с тех пор, как 20 лет назад он возник в российской школе. Известно, что все повально – большие специалисты в медицине, футболе и образовании. Пандемия объяснила, что с медициной это не совсем так. А с образованием, пока катастрофы не произошло, можно позволять себе высказываться. Когда это частное мнение, никакой проблемы нет (дискутировать можно до изнеможения). Но если люди, облеченные регалиями и властью, начинают всерьез рассуждать о темах, в которых они не являются признанными специалистами, сразу хочется попросить их сначала изучить вопрос, а потом предлагать реформы.

А дальше идея начинает распространяться в пространстве. Любое высказывание, сравнимое с заменой ЕГЭ на портфолио, будоражит родительскую общественность: появляются бесконечные ток-шоу, если не на центральных, то на YouTubе-каналах, бурные обсуждения в соцсетях. Потом волнение охватывает школы, потому что хуже всего, когда в образовательном процессе появляются такие сюрпризы. Мы знаем, что образование – сфера консервативная, поэтому оно до сих пор существует на приличном уровне. Кто бы что ни говорил, но у меня есть результаты наиболее репрезентативного опроса, который в 2019 году проводила организация «Михайлов и партнеры». И там значительно больше половины опрошенных старшеклассников сообщили, что удовлетворены тем, как их учат в школе.

– А вы сами за ЕГЭ или против?

– Я убежденный сторонник ЕГЭ, потому что, как и многие, полагаю, что он открыл, во-первых, возможности независимой оценки достижений выпускника и реально завершил стандартизацию школьного образования в нашей стране, которой раньше не было. А во-вторых, появились равные шансы для ребят из разных концов России на объективную оценку их достижений. Это важно, когда человека оценивают со стороны по четким, а главное, одинаковым критериям. Все это здорово раскрутило академическую мобильность в стране. Первый пример такой мобильности у нас – Ломоносов. И один этот случай к чему привел! Никогда бы без ЕГЭ дети из неблизких к мегаполисам регионов не могли бы поступить в те университеты, которые выбрали. А таких ребят все больше. В итоге университеты получили техническое задание от этих студентов: господа, вы должны нас хорошо учить. Не все это услышали. Ну и школы вынуждены были перестроиться. И тут случилось страшное: многие из них наплевали на содержание образования и стали тупо натаскивать детей на ЕГЭ. В результате родители начали говорить: слушайте, но там уже нет учебного процесса, детей бесконечно дрессируют, диагностируют, все эти пробные экзамены…

Но надо вообще ничего не делать на школьных уроках, чтобы не сдать базовые ЕГЭ. Если же ты хочешь набрать побольше баллов, придется серьезно учиться.

Даже если ты живешь в отдаленном городке, готовиться можно с помощью дистанционных курсов. И еще: ЕГЭ прекратил коррупцию в университетах, где работали подпольные группы репетиторов, обеспечивающих поступление.

– Противники ЕГЭ говорят: коррупция просто переместилась на другой уровень.

– Это не так. Школьные учителя, даже если они занимаются репетиторством, не могут повлиять на поступление в университет. Они готовят к ЕГЭ и только. Как это ни странно, ЕГЭ, при всех своих недостатках, сегодня вполне приличный экзамен.

Перевел бабушку через дорогу – можешь стать врачом?

– То есть можно сказать, что вы против портфолио?

– Не совсем так. Я посмотрел, что предлагает руководитель Рособрнадзора. Он считает, что ребенку нужно накапливать достижения, начиная с младших классов, и учитывать их в портфолио: получать баллы за творчество, за победы в спорте, волонтерство и так далее. Прекрасно! Но разве больному поможет, если его лечащий врач когда-то переводил бабушек через дорогу? Это достойный поступок, но причем тут медицинский вуз? Такое впечатление, что руководитель Рособрнадзора никогда не изучал и возрастную физиологию.

Какое влияние на поступление в вуз могут иметь достижения детсадовцев или младшеклассников? С возрастом эти дети могут стать совершенно другими людьми.

И еще: кто будет начислять баллы младшим школьникам – учителя? Или станут учитываться победы в олимпиадах? У нас что, образец для подражания – Алиса Теплякова, несчастная девятилетняя девочка, поступившая в МГУ?

– А как вообще можно учитывать участие, например, в волонтерском движении?

– Вот именно: как? Это должна быть постоянная деятельность, которая оценивается по определенным критериям, или придет мама к учителю и скажет: мой Вася такой молодец, он вчера снег убирал, вот фотография. Поставьте ему плюсик. Но где же тут объективность?

У нас кроме ЕГЭ нет системы оценивания итоговых достижений ребенка. Это записано в законе «Об образовании в РФ». Иначе мы опять вернемся в славное советское время.

Раньше в нашей 45-й школе выпускники получали пять-семь медалей (их нужно было забирать в РОНО). Так вот, некоторые школы приезжали за медалями с чемоданом.

Мы же всегда придерживались понятия академической честности. К тому же наша школа уже 26 лет состоит в системе Международного бакалавриата (IB), где «рисование отметок» невозможно.

– Получается, что замена ЕГЭ на портфолио будет возвратом к советскому времени, когда можно было выпросить отметку у учителя, да и медали получали не всегда по заслугам?

– Конечно. Если для портфолио учитель будет составлять характеристику на условного Васю, который, по словам мамы, что-то хорошее сделал, это обернется абсолютной субъективностью. И пока не будет стандартизированного подхода к оценке достижений для портфолио, в характеристике ребенка не будет никакой объективности.

Можно ли монетизировать добрые дела

– Но, с другой стороны, как можно формализовать саму жизнь, монетизировать добрые дела? Замкнутый круг.

– Объективный подход может быть. Ничего лучше в мире, чем система Международного бакалавриата (International Baccalaureate, коротко IB), не существует. Я берусь это доказать. В IB все процедуры и критерии оценивания четко прописаны. Например, если ребенок хочет получить диплом Международного бакалавриата, он обязан заниматься социально полезной деятельностью. И есть определенное количество часов (150 в учебный год), которое человек должен на нее потратить. Но недостаточно просто сказать, что ты что-то сделал. Нужно вести дневник мероприятий, которые необходимо отследить, а также проанализировать причины удачных и неудачных результатов. Ученику предлагаются или он сам выбирает разные формы деятельности. При этом баллы за нее не присуждаются. Либо человек эту программу прошел, и на выходе из школы он получает диплом IB (если он все остальное сделал), либо он диплом не получает, потому что программу социально полезной деятельности не выполнил.

У нас давным-давно была такая ученица, которая честно сказала: мне диплом IB не очень нужен, я хочу время потратить на другое. И она получила только сертификат по школьным предметам.

Это огромная работа, если ребенок идет в волонтеры. У нас постоянно проходят благотворительные марафоны, концерты, ярмарки. А заработанные деньги идут в пользу хосписа. Концерт, конечно, обычно не собирает больших денег, хотя у нас иногда выступают и звезды благодаря помощи бывших выпускников. В прежние годы кроме учеников, выпускников и учителей в концертах участвовали известные актеры и режиссеры, приезжавшие лично или присылавшие клипы: Евгения Симонова, Диана Гурцкая, Алексей Агранович, Марк Тишман…

– Во сколько баллов вы оцениваете деятельность условной Маши, которая участвовала в благотворительной ярмарке?

– Это не дипломная программа, и баллов тут нет. А в дипломной программе учитывается количество часов. Главное, что дети в своем дневнике должны обязательно отрефлексировать, кому эта помощь была нужна. Может, они просто плакат с информацией написали или в интернете что-то распространили.

Но портфолио – это и часть оценки по предметам. Если наши ученики до Нового года не сдадут портфолио номер один по математике, им будет поставлен жирный ноль. Оно включает в себя серию работ, которые должен потом оценить преподаватель. А дальше – по выборке – портфолио отправляется в экзаменационный центр в Кардиффе, где смотрят, насколько грамотно работы оценены. По некоторым предметам туда включают устные презентации, устный анализ текста по родному языку и литературе.

– Получается, что, если прибавлять баллы портфолио к ЕГЭ, нужно все-таки его формализовать. Как в Международном бакалавриате. Но в чистом виде копировать IB невозможно. У вас есть представление, как это можно сделать в обычной школе?

– Портфолио должно быть не вместо ЕГЭ, а вместе с ним. Мне кажется, что вузы сами должны определять, что из него засчитывать.

Это не тот случай, когда человек сдал ГТО, и его принимают в медицинский вуз, потому что у него есть лишний «спортивный» балл. Зато, может быть, правильно при поступлении в медицинский вуз прибавлять ребенку баллы, если он работал волонтером в больнице. Туда же не пойдешь просто так, от нечего делать. То есть каждый вуз должен выбирать ту часть портфолио, которая совпадает с миссией его университета. И сам решать, сколько баллов за это добавлять. Но это должно быть не вместо ЕГЭ, а плюс к нему.


Примечание о школах Международного бакалавриата

Сегодня более 5400 школ предлагают 7300 программ Международного бакалавриата в 159 странах мира. В России такие школы существуют уже 25 лет. Сегодня их 51. Из 32 школ IB в Москве государственных 25.

Международный бакалавриат (International Baccalaureate, IB) дает редкую возможность поступить практически в любой вуз мира. Педагоги разработали универсальную школьную программу с учебным планом, общим для всех стран для детей от 3 до 19 лет, включающим все ступени начального и среднего образования. Диплом IB полезен не только школьникам, решившим поступать в зарубежный вуз. Эти программы помогают детям начать учиться самостоятельно, развить критическое мышление и исследовательские навыки. Помимо этого, преподавание в большинстве школ хотя бы частично ведется на английском.

Выпускники с дипломом IB могут поступить напрямую во многие вузы мира. Среди них – престижные университеты Лиги плюща, MIT, Оксфорд, Сорбонна, Берлинский университет Гумбольдта и многие другие.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube