Аналитика // Аналитика

Что произошло в образовании с 31 декабря 2021 года по 7 января 2022 года

Институт «Эврика» каждую неделю публикует контент-анализ медиасферы по направлению «Образовательная политика». Предлагаем вспомнить, что случилось на прошлой неделе.

Что произошло в образовании с 31 декабря 2021 года по 7 января 2022 года
Фото: martech.org

1. Официальные новости. Законодательные инициативы

30.12. Президент РФ Владимир Путин подписал закон об использовании в школах и колледжах только верифицированных государством онлайн-ресурсов и электронных учебно-методических материалов, документ опубликован на портале правовой информации.

31.12. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин внес изменения в государственную программу «Развитие культуры», и со следующего года правительство начнет помогать регионам в создании школ креативных индустрий. В них ученики 5–11-х классов смогут получать дополнительное образование и развивать творческие навыки.

04.01. Подписан приказ Министерства просвещения «О федеральных инновационных площадках». В нем – перечень организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам (ФИП) в сфере общего образования, среднего профобразования, дополнительного профобразования, а также дополнительного образования детей и взрослых в 2022 году.

Приказом утверждены как новые площадки, так и те, чей статус продлен с прошлого года на 2022-й.

2. Общее образование

02.01. Осведомленность среди опрошенных россиян о нацпроекте «Образование» за год выросла с 74% до 79%. Среди самых узнаваемых проектов – цифровая образовательная среда, развитие кружков, повышение квалификации учителей, сообщила пресс-служба АНО «Национальные приоритеты», которая провела опрос на площадке VK в декабре.

02.01. Видео- и цифровая игромания вошла в 11-ю версию Международной классификации болезней (МКБ-11), одобренной Всемирной организацией здравоохранения как один из видов расстройств.

03.01. В 2022 году регионы получат рекомендации по созданию «идеальной школы», охватывающие все сферы учебного процесса, сообщил в интервью «Известиям» министр просвещения России Сергей Кравцов. Он также рассказал об итогах 2021-го, о том, будут ли школы требовать сертификаты о прививках от коронавируса, появятся ли в образовательной программе новые предметы, каких сюрпризов ждать от ЕГЭ-2022, может ли школа полностью уйти в онлайн и перейдут ли столовые учебных заведений на «шведский стол».

03.01. Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов в интервью «Известиям» прокомментировал вероятность отмены некоторых школьных предметов. По словам министра, переход школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не предполагает введения новых предметов и отмены существующих.

«Конкретизируется лишь содержание изучаемого», – сказал Кравцов, пояснив, что установлены требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.

«Скажем, предмета “математика”, включая курсы “алгебра”, “геометрия” и “вероятность и статистика”», – пояснил он.

03.01. Сергей Кравцов рассказал о новом проекте в 2022 году: «Мы готовим рекомендации о том, какой должна быть идеальная школа. В том числе программы, по которым работают учителя; расписание; кружки и внеурочная деятельность; школьный театр и спортивные секции; система оплаты труда; штатное расписание; “белый интернет”; проведение родительских собраний. А также рекомендации по системе оплаты труда, организации штатного расписания, “белого интернета” и проведению родительских собраний. В новом году они будут направлены в регионы, ведь прежде чем строить идеальную школу на практике и уж тем более спрашивать за результаты такого строительства, необходимо обозначить системные ориентиры».

07.01. Сегодня в России стартует масштабная федеральная программа капремонта школьных зданий. Её открыл министр просвещения Сергей Кравцов во время визита в Шуйскую школу Прионежского района Карелии.

«Федеральная программа капитального ремонта школ в этом году охватит 1306 объектов в 79 регионах России. Программа не ограничится только ремонтными работами – она подразумевает масштабное развитие школ: закупку оборудования, повышение квалификации учителей. Всё это позволит создать комфортную и современную образовательную среду. Важно, чтобы школьники и учителя принимали участие в обсуждениях, чтобы проект был максимально открытым», подчеркнул министр.

До 2026 года программа по капитальному ремонту, запущенная по поручению президента Владимира Путина, охватит 7300 школьных зданий. На эти цели в федеральном бюджете заложено более 500 млрд рублей.

3. Оценка качества образования и результаты исследований

03.01. Сдачу Единых государственных экзаменов (ЕГЭ) по математике, физике, химии, биологии и географии могут перевести на компьютеры в 2024–2025 годах. Такое мнение высказала ТАСС профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

04.01. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) у одиннадцатиклассников в 2022 году должен пройти нормально и в обычном формате, для этого есть все основания. Такое мнение ТАСС высказал заслуженный врач России, врач-эпидемиолог Геннадий Онищенко.

«Есть все основания для того, чтобы обучать детей нормально, и экзамены принимать нормально», – сказал он.

По его мнению, в стране сегодня есть вакцины, а при соблюдении антиковидных требований и проведении вакцинации пандемия может закончиться к маю 2022 года или стать управляемой.

4. Профессиональное образование и наука

27.12. Томский государственный университет и еще 17 ведущих российских вузов, работавшие по поручению Министерства науки и высшего образования РФ над проектом «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», создадут Лигу вузов, готовых внедрять у себя новые принципы и технологии обеспечения качества образовательных результатов. Это поможет развернуть национальную инициативу «Качество высшего образования», идея которой была предложена ректорами и одобрена главой министерства Валерием Фальковым.

Проектные предложениях к инициативе стали одной из тем итогового пленума международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития».

03.01. «Последовательное обновление учебных программ и оборудования подняло популярность системы среднего профобразования на беспрецедентный уровень. В колледжи сейчас идут 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников. И если еще пару лет назад система СПО набирала в сумме около 900 тысяч первокурсников, то в этом году – почти 1,2 млн, что превысило число зачисленных в вузы. Российская экономика остро нуждается в высококвалифицированных кадрах среднего звена, что, в частности, подтверждает высокий уровень трудоустройства выпускников колледжей: 99% сразу после получения диплома», – сообщил С. Кравцов в интервью газете «Известия».

5. Региональные новости

03.01. «Главный проект ближайших лет в сфере образования – это постепенный переход к индивидуальным образовательным траекториям с учетом желаний, талантов и возможностей каждого ученика», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

03.01. Почти 4,5 килограмма трогательных писем, рисунков и стихотворений о новой школе отправили в Великий Устюг маленькие жители села Кетово. В рамках акции «Письмо Деду Морозу» ребята попросили доброго волшебника подарить им современное, просторное и комфортное здание, где они могли бы учиться.

05.01. В микрорайоне Северная Мыза города Тулы и в городе Донском (Тульская область) откроются две новые школы в рамках нацпроекта «Образование» на 1100 и 400 мест соответственно. Здания планируют сдать в эксплуатацию в наступающем году. Кроме того, в 20222024 годах в области построят новые школы в деревне Ямны и микрорайоне Зеленстрой-2 города Тулы.

06.01. Пермские власти планируют привлечь 30 педагогов благодаря федеральной программе «Земский учитель», сообщили в четверг ТАСС в региональном министерстве образования.

«В Пермском крае в рамках федеральной программы “Земский учитель” преподаватель, устроившийся в школу в малом городе или селе, получает единовременную выплату в размере 1 млн рублей. “Земский учитель” помогает решать проблему нехватки кадров в сельских школах. В 2022 году планируется привлечь 30 педагогов», – рассказали в ведомстве.

06.01. В номинации «Кадры и образование» национальной премии Рунета награду получили решения «Московской электронной школы» – виртуальные лаборатории и приложение «Дневник «МЭШ», разработанные столичным Департаментом образования и науки совместно с городским Департаментом информационных технологий.

Кроме того, мобильное приложение «Дневник МЭШ» в 2021 году стало финалистом зарубежной премии GESS (Global Educational Supplies and Solutions) Eduсation Awards в категории «Лучшее бесплатное приложение/программное обеспечение».

Москва – один из лидеров по цифровизации социальной сферы – внедряет лучшие инновационные решения, что позволяет перейти на принципиально новый стандарт качества жизни в мегаполисе, рассказала Анастасия Ракова, заммэра столицы по вопросам социального развития.

6. Развитие кадрового потенциала образования

03.01. Сергей Кравцов в интервью газете «Известия»: «Внедрение новой системы аттестации учителей предполагает появление таких квалификационных категорий, как учитель-методист и учитель-наставник. Это, с одной стороны, расширит возможности карьерного роста для учителей-предметников, а с другой, будет способствовать развитию школьного наставничества».

03.01. «Утверждено ядро педагогического образования, и с 2022 года, чтобы повысить качество обучения, педвузы будут готовить студентов по единым стандартам. Так, в число новаций войдет усиление предметной и практической подготовки будущих учителей; включение в число обязательных дисциплин (модулей) таких курсов, как «Классное руководство», «Работа с родителями» и «Инклюзия»; введение дополнительных педагогических квалификаций «Вожатый» и «Руководитель кружка»; а также переход к внешней оценке качества подготовки педагогов. Дальнейшие пути трансформации высшего педагогического образования рассматривались на одном из последних заседаний коллегии Минпросвещения России и пройдут серьезное обсуждение с профессиональным сообществом», – заявил С. Кравцов.

05.01. Современный учитель должен уметь передавать знания с помощью цифровых технологий. Именно поэтому Минпросвещения создаёт на базе педвузов «Кванториумы». Они позволят студентам знакомиться с новейшим учебным оборудованием и учиться пользоваться современными педагогическими технологиями уже в университете.



Новости





























































Поделиться