Каждое утро, пока нет жары, 260 миллионов детей в Индии торопятся в школу. Девочки-подружки спешат на уроки: они держатся за руки, в их косы вплетены красные ленточки, прилежные ученицы одеты в одинаковые синие платья чуть выше колен, за плечами – простенькие рюкзаки. Какие они, индийские школьники, как местные жители относятся к учителям, помогла ли происходящая в стране цифровая революция справиться с вызовами дистанционного обучения во время пандемии?
Дети должны учиться, а не работать
В 2002 году в Индии приняли 86-ю поправку к Конституции, которая сделала право на образование основополагающим. Страна десятилетиями работала над его доступностью. Для самых малообеспеченных слоев населения, которые зачастую предпочитают отправлять детей на заработки, а не в школу, правительство разработало систему стимулов. Так, всех учеников младших и средних классов в Индии обеспечили бесплатным школьным питанием, чтобы родители охотней отпускали детей на уроки и не заставляли работать. Закономерный итог – сегодня начальное образование в Индии стало практически всеобщим, в то время как в секторе среднего и высшего среднего образования наблюдается значительный рост количества новых учащихся. По данным переписи населения 2011 года, средний уровень грамотности в Индии составлял 74%, при этом показатель сильно различался в зависимости от штата. Так, в штате Керала традиционно сохраняется наиболее высокий уровень грамотности – 96%.
Большинству индийцев не нужно доказывать важность образования. Все слои общества разделяют мнение о том, что образование является самым эффективным социальным лифтом, и даже люди с очень ограниченными ресурсами стремятся дать своим детям лучшее образование. Устремления индийской молодёжи и её жажда к обучению являются мощнейшим двигателем для всей страны и одним из ключевых факторов экономического прогресса Индии.
Глубокое почтение и низкие зарплаты
Современная Индия обладает одной из крупнейших систем образования в мире. В стране порядка 15 миллионов школ, в которых учатся 260 миллионов детей и работают 87 миллионов учителей. По данным 2018 года, 26,3% выпускников школ поступают в вузы. Индийское правительство хочет, чтобы эта цифра к 2035 году достигла 50%. Желающим получить высшее образование детям будет где учиться: за последние пять лет количество институтов университетского уровня выросло примерно на 37%, а количество колледжей – на 9%.
Сегодня в стране 990 вузов (38,7% из которых частные) и 41 тысяча колледжей, в которых получают образование 30 миллионов студентов.
Индия – одна из ведущих стран по уровню уважения к учителям. При этом высокими зарплатами местные педагоги похвастаться не могут, уровень доходов индийских учителей – один из самых низких в мире. Интенсивное расширение системы и невысокая оплата труда сказываются на кадровом составе школ, вузов и колледжей – учителей не хватает. В 2015 году дефицит составил около 500 тысяч педагогов, в 2020 году эта цифра приблизилась к 1 миллиону человек. Наиболее острый кадровый голод испытывают государственные школы, которые в подавляющем числе случаев проигрывают гонку за лучшие кадры частным учреждениям. Зачастую квалифицированных педагогов не хватает даже негосударственным школам и вузам.
При поддержке государства индийские университеты стремятся повышать качество предоставляемых ими образовательных услуг за счет привлечения иностранных преподавателей как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе, а также для исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Индийская программа «Глобальная инициатива по академическим сетям» (Global Initiative of Academic Networks, или GIAN, переводится как «знание», «мудрость») направлена на поощрение талантливых международных учёных и предпринимателей, с тем чтобы «увеличить существующие академические ресурсы страны, ускорить темпы качественной реформы и поднять научный и технологический потенциал Индии до мирового уровня… собрать лучший международный опыт в системах образования Индии, обеспечить взаимодействие студентов и преподавателей с лучшими академическими и отраслевыми экспертами со всего мира, и также организовать обмен опытом и знаниями, чтобы мотивировать людей работать над решением проблем Индии». Программа охватывает широкий спектр областей, включая архитектуру, дизайн, науки о Земле и окружающей среде, электронику, электротехнику, информационные и коммуникационные технологии, математические и компьютерные науки, физические и социальные науки.
Отвечая требованиям времени
В разгар пандемии в июле 2020 года в Индии была представлена новая Национальная политика в области образования, которая пришла на смену политике 34-летней давности. Она содержит широкий набор мер, которые направлены на решение проблем, замедляющих развитие страны, и повышение эффективности индийской системы образования в соответствии с требованиями XXI века.
Финансирование сектора образования в Индии вырастет с нынешних 1,7% до 6% ВВП, хотя никаких конкретных сроков по увеличению ассигнований не установлено.
Планируется, что более пристальное внимание будет уделено системным инвестициям в исследования и инновации. Особый акцент будет сделан на раннем профессиональном образовании и обучении, развитии предпринимательских навыков и молодежных инициатив, направленных на повышение занятости и создание новых рабочих мест для экономики страны. 100 лучших международных университетов получат разрешение на создание кампусов в Индии. Новая политика продвигает мультидисциплинарный подход к образованию, призванный прийти на смену жёсткому и негибкому разделению дисциплин в нынешней индийской системе образования. Грядущие изменения сочетают в себе модернизацию сектора и укрепление традиций страны. Так, уделяя внимание виртуальному обучению, повышению цифровой грамотности, сокращению цифрового разрыва и продвижению технологических навыков в индийских школах (учащиеся смогут начать изучать кодирование уже в средней школе), новая политика одновременно способствует изучению санскрита, который будет предлагаться учащимся на всех уровнях школьного и высшего образования.
Как учиться дистанционно, когда компьютер есть у одного из 10 учеников?
Учёба в условиях пандемии стала настоящим вызовом для индийских семей. Карантин и вынужденное дистанционное обучение подчеркнуло существующий в Индии глубокий цифровой разрыв. По состоянию на 2018 год лишь 24% индийцев владели смартфонами. К настоящему времени это число существенно выросло, однако, несмотря на прорыв в распространении и доступности смартфонов, учиться дистанционно не стало проще, ведь телефон может быть удобен для использования мобильных приложений, но не для выполнения больших домашних заданий или исследований. Только 11% индийских семей имеют компьютеры, включая настольные компьютеры, ноутбуки и планшеты. Компьютеры установлены лишь в 27,3% школ, и с доступом в интернет сохраняются сложности, несмотря на государственные программы развития широкополосного доступа. Хотя электричество теперь есть во всех городах и сёлах Индии, проблема с дефицитом электроэнергии также пока не решена полностью. Исследование, проведённое Министерством сельского развития в 2017–2018 гг., показало, что 16% домашних хозяйств Индии получали электроэнергию в течение 1–8 часов в день, 33% – в течение 9–12 часов, и только 47% получали электроэнергию более 12 часов в день. Ввиду таких дополнительных сложностей в Индии получают распространение такие инновационные решения, как учебные планшеты на солнечных батареях. Чтобы помочь школьникам преодолеть проблемы с дистанционным обучением во время локдауна, индийские штаты разработали собственные решения: от запуска образовательных теле- и радиоканалов до бесплатного распространения планшетных компьютеров, DVD-дисков и флеш-накопителей.
В 2017 году правительство Индии запустило общенациональный портал DIKSHA (в переводе с санскрита означает «подготовка»), который стал базовым элементом новой цифровой инфраструктуры для учителей и педагогических работников. Его могут использовать как государственные, так и частные учебные заведения. DIKSHA предлагает педагогам бесплатный доступ к ресурсам, услугам, инструментам оценки и обучающим видеороликам, необходимым для создания учебных материалов. Контент, включая электронные книги, доступен на разных региональных языках, платформа также работает в формате мобильного приложения.
Ещё одна цифровая платформа, которую популяризирует правительство Индии – SWAYAM (Study Webs of Active Learning for Young Aspiring Mind). Сегодня SWAYAM – это огромное открытое хранилище бесплатных образовательных ресурсов. Существуют и другие поддерживаемые государством платформы и базы данных для электронного обучения, в том числе e-Pathshala, Национальная цифровая библиотека Индии (Digital Library of India), Национальная программа по технологически дополненному обучению (National Programme on Technology Enhanced Learning) и другие.
Вне зависимости от страны проживания, большинство детей стремятся использовать гаджеты не только для учебы, но и для развлечения.
Интернет может быть использован не только во благо: пользователи нередко становятся жертвами интернет-мошенничества и различных преступных схем. Работа по повышению уровня цифровой грамотности среди детей и взрослых в Индии, с особым упором на сельские и отдаленные районы, началась в 2015 году в рамках общенациональной кампании «Цифровая Индия». Все сельские домохозяйства Индии получают по 20 часов бесплатного обучения навыкам работы с компьютером и интернетом благодаря программе «Pradhan Mantri Gramin Digital Sakshatra Abhiyan» («Кампания премьер-министра по повышению цифровой грамотности в сельских районах»).
Рост на 200% в разгар пандемии
За несколько последних лет пространство коммерческих образовательных технологий в Индии пережило бурный расцвет, и этот рост продолжится. По разным оценкам, к 2022 году рынок образовательных технологий в Индии достигнет объёма в 3,5 млрд долларов США. Пандемия послужила стимулом для стремительного роста данного сектора, однако не единственной его причиной. Дело в том, что в условиях жесткой конкуренции за качественное образование и за лучшие преподавательские кадры именно компании, предоставляющие образовательные услуги высокого уровня, пользуются наибольшим спросом со стороны учащихся. Талантливые учителя также чрезвычайно заинтересованы в расширении своей аудитории за счет коммерческих платформ. Пожалуй, самая впечатляющая история в секторе образовательных технологий Индии – это история компании Byju’s, рыночная оценка стоимости которой в настоящий момент превышает 20 млрд долларов. Она является одним из глобальных лидеров в сфере образовательных технологий. Byju’s получила статус единорога (компании-стартапа с оценкой стоимости более 1 млрд долларов) в 2018 году и теперь является крупнейшим по величине «единорогом» в Индии, обогнав многих известных гигантов, в том числе в сфере финансовых технологий. Даже в 2020 году, несмотря на пандемию, компания привлекала крупные вложения со стороны международных инвесторов, что было сигналом восстановления экосистемы венчурного капитала Индии, а также иллюстрацией уверенного 200-процентного роста индийского сектора образовательных технологий в условиях глобального кризиса. Сегодня компания приобретает других игроков в новых для себя образовательных сегментах и выходит на рынки зарубежных стран, где её услуги не менее востребованы, чем в Индии.
16 миллионов «новых» работников каждый год
Перед Индией также стоит задача построения системы профессионального обучения, отвечающей требованиям XXI века. Рабочая сила страны составляет 460 миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается на 16 миллионов. Обеспечение рабочими местами всех соискателей является неотложным национальным приоритетом. По данным 2019 года, только 46,21% выпускников Индии были трудоустроены. В то же время в скором будущем в 24 секторах экономики дополнительно потребуются 109,73 миллиона квалифицированных рабочих.
Для решения этой задачи в 2015 году в стране запустили крупномасштабную государственную программу Skill India. Её миссия состоит в том, чтобы к 2022 году обучить более 400 миллионов молодых жителей страны востребованным на рынке рабочим специальностям. Обучение в рамках этой программы охватывает десятки профессий и компетенций, среди которых ткачество, плотническое дело, работа по камню, менеджмент и десятки других направлений. Особое внимание уделяется реализации этой программы в сельской Индии. В портфеле Skill India также есть программы, ориентированные на развитие предпринимательских навыков.
В настоящее время нехватка рабочих мест в индийской экономике идёт рука об руку с низким уровнем трудоустройства и низким уровнем имеющихся преподавателей и наставников. Низкой квалификацией обладают не только временные рабочие, которых в Индии порядка 90% от общего числа работоспособного населения. Даже в сильной индийской ИТ-индустрии и смежных инженерных отраслях ощущается нехватка квалифицированных специалистов в таких быстрорастущих сегментах, как большие данные, искусственный интеллект, виртуальная реальность, интернет вещей и машинное обучение. Ожидается, что в ближайшее время в этих сферах появится 780 тысяч вакансий.
«Цифра» создаст 65 миллионов рабочих мест
Одним из препятствий для повышения эффективности рынка труда в Индии является неадекватная сертификация и стандартизация профессиональных навыков, компетенций и квалификаций в различных секторах экономики. Трансформацию замедляет громоздкое и устаревшее трудовое законодательство. Национальная корпорация развития навыков Индии нацелена на развитие экосистемы обучения стандартизированным навыкам, которые были бы признаны во всём мире. Благодаря недавним законодательным реформам, инициированным правительством, ожидаются изменения, которые будут способствовать развитию компетенций индийской молодежи. Предполагается, что 40–60% людей, которые войдут в состав рабочей силы Индии к 2025 году, получат образование с использованием цифровых инструментов. По предварительным данным, современные цифровые платформы, инновационные методы цифрового ведения бизнеса и другие экономические возможности могут создать до 65 миллионов рабочих мест в стране к 2025 году.
Уже сейчас Индия является лидером в области организованного аутсорсинга бизнес-процессов, и сфера фриланса растёт догоняющими темпами. В 2019 году на долю страны приходилось 21,5% работников, зарегистрированных на сайтах онлайн-аутсорсинга по всему миру. По этому показателю Индия уступала только США. За время пандемии тенденция к росту в этом сегменте занятости заметно усилилась.
Следующим важным шагом в повышении эффективности индийского рынка труда будет развитие электронных площадок, агрегирование и увязка данных о вакансиях и соискателях, о возможностях работы, функционирующих в реальном времени по локациям, секторам и профессиям. Несмотря на важность частно-государственного партнерства, правительству, возможно, придётся взять на себя инициативу в создании такой платформы. Основываясь на успехе других подобных государственных индийских платформ, правительство планирует создать Skilling Stack на принципах открытых API-интерфейсов. Этот проект будет представлять собой широкий реестр специалистов, включающий надёжные учётные записи с персональными данными, данными об аттестации и стандартизированной квалификации, призванный содействовать прямым контактам работодателей, академических учреждений, учебных компаний, порталов вакансий с соискателями.
Цифровая трансформация сектора образования Индии открывает важнейшие новые возможности.
Образовательные технологии преодолевают разрывы в доступности и в качестве образования в ситуациях, когда офлайн-образование недоступно физически или ввиду его дороговизны. Происходящая в Индии цифровая революция породила надежды на то, что новый цифровой контент и новые каналы его доставки ещё больше упростят доступ к образованию и, что наиболее важно, улучшат его качество. Эти технологии могут сыграть решающую роль в обучении, повышении квалификации и переподготовке миллионов жителей страны, значительно улучшая их качество жизни.
Подробнее про трансформацию системы образования в Индии, сектор образовательных технологий, а также про цифровизацию в этой стране см. исследование Московской школы управления СКОЛКОВО «India Goes Digital. From local phenomenon to global influencer».
Лидия Кулик,
кандидат исторических наук,
руководитель направления по исследованиям Индии,
Институт исследований развивающихся рынков СКОЛКОВО;
научный сотрудник, Центр индийских исследований
Института востоковедения РАН