Учителя // Колонка

«Закон не решает радикальных проблем бюрократизации школы»


«Закон не решает радикальных проблем бюрократизации школы»
Фото: multiurok.ru

Президент России подписал Федеральный закон, который уменьшает количество обязательной отчётности в учебных заведения и позволяет педагогам, в частности учителям, использовать примерные образовательные программы, учебные планы в качестве своих собственных.

Тема дебюрократизации стоит в повестке образовательной политики уже как минимум лет десять. Причём призывы к сокращению школьной отчетности сопровождаются её нарастанием.

В Государственной думе шестого созыва была создана специальная рабочая группа по дебюрократизации во главе с Вячеславом Никоновым. Мне довелось быть его замом. Группа подготовила специальный доклад, при прочтении которого тогда ещё депутат Государственной думы Николай Булаев заявил, что его первым желанием было сделать этот доклад закрытым. В докладе, в частности, сообщалось, что каждое учебное заведение в среднем заполняет в год по 300 отчётов почти по 12 тысячам показателей, в том числе по таким программам, которые считаются завершёнными. Уже после этого доклада пришли международные данные, согласно которым российский учитель оказался мировым рекордсменом по числу времени, затрачиваемому на бюрократические процедуры.

Реальная жизнь полностью подтверждает это исследование. Помню мою выпускницу, ныне директора сельской школы под городом Омском, которая как-то призналась мне: «Люблю работать с детьми, но совершенно некогда. Время уходит на бумаги, отчёты, совещания, проверки и прочие бессмысленные дела».

В этом случае сокращение количества бумаг шаг в правильном направлении, равно как и разрешение учителю пользоваться в качестве своих примерными учебными планами и рабочими программами.

Думаю, при современной бешеной перегрузке учителей большинство из них пойдёт именно этим путём. Что же касается тех, кто хочет реализовать авторские программы, закон этого не запрещает, но подозреваю, что таких останется меньшинство в конкретных условиях, когда средний учитель работает более чем на 1,5 ставки, а каждый седьмой – на 2 и более.

Тем не менее закон, конечно, не решает радикальных проблем бюрократизации школы. Напомню, например, что 80% всех контрольных процедур в учебных заведениях связаны не с органами управления образованием, а с деятельностью разного рода надзорных структур. Как сказал мне знакомый ректор московского вуза, его, помимо Рособрнадзора, проверяет ещё 18 контор. Проблема дебюрократизации комплексная. Её нельзя решить внесением изменений только в Закон «Об образовании». Она требует внесения изменений в целый ряд законодательных актов, а самое главное, в очень многие акты подзаконные. Поэтому, поддерживая данный закон, не думаю, что он радикально изменит ситуацию с сокращением школьной отчетности. Это только один и сравнительно небольшой шаг в решении давно назревшей проблемы.



Новости





























































Поделиться