Special Episode: Meal
Поиграем в ассоциации?
Площадь, линейка и кружки́ – это… Нет, не геометрия.
Свечка, круг и пентаграммы с языками пламени – это… Нет, не изгнание демонов.
Родительский день и королевская ночь – …?
Поколение бумеров ухмыляется: «О’кей, зумер!», снежинки в недоумении.
Добавим ясности: подъем, зарядка, политинформация, трудовой десант и тихий час.
Теперь-то узнали?
Все вышеперечисленное – это пионерский лагерь эпохи развитого социализма.
Дети, выросшие с ключом на шее, проводили лето в лагерях, часто в одних и тех же, но совсем не в тех, в которые хотелось, а куда давал путевки профсоюз. Возможно, пионеры и мечтали об «Артеке», но приходилось довольствоваться «Буревестником».
Роман Алексея Иванова про олимпийское лето 1980-го на волжских берегах вышел в 2018-м и сразу же нашел как своих ярых сторонников, так и суровых критиков. Сочетание формализованных пионерских мероприятий, пытающихся оживить выморочную идеологию загибающегося совка, и буйно-витальных традиций детских страшилок после отбоя, наполненных гробами-мертвецами-черными руками, привело к закономерному внедрению в ностальгический дискурс хтонического компонента с причудливо смешанными ритуалами и символами обеих сторон. Разумеется, подобного надругательства над святынями (оцените каламбурчик!) не смогли вынести ни последователи марксистско-ленинского учения, ни поклонники мистических сущностей. Заинтригованы? Ладно, не буду тянуть резину.
Мрачные антигерои «Пищеблока» – вампиры. Причем сконструированная писателем вселенная не ограничивается одинокой фигурой графа Дракулы (как у Брэма Стокера) или графини Карнштейн (как у Шеридана Ле Фаню). Вампиров в романе Иванова много, и они находятся в сложных иерархических отношениях с властелином, другими кровососами и своей кормовой базой.
Если вы думаете, что идея заимствована у других авторов, то смею вас уверить, что ни Энн Райс, ни Поппи Брайт, ни Юн Линдквист, ни Джордж Мартин, ни Шарлин Харрис, ни Райчел Мид и даже ни Стефани Майер ничего подобного не писали. И у Пелевина в «Пятой империи», у Лукьяненко в «Дозорах», у Панова в «Тайном городе», как и у прочих отечественных авторов, вампиры совсем иные.
19 мая 2021 года в общественном транспорте города Москвы появились парни и девушки в черно-белых одеждах с пионерскими галстуками. Кое-кто из пассажиров приветливо им улыбался и поздравлял с Днем пионерии, но молодежь молчала и лишь странно смотрела на попутчиков, чем вызывала дискомфорт.
Через несколько остановок на свет извлекался томик с гипсовой горнисткой на обложке, и к вящему ужасу окружающих вслух зачитывались фрагменты про пионеров-героев-вампиров. Это была промоакция сериала «Пищеблок», первые две серии которого в этот день были показаны на платформе Кинопоиск HD.
По мнению продюсеров сериала, пять частей романа можно было бы растянуть максимум на четыре серии, а формат требует восьми, поэтому, даже если вы читали книгу, приготовьтесь – экранная версия подарит вам немало новых действующих лиц и сюжетных ходов. Достаточно упомянуть про старшего брата главгероя вместо младшей сестры и про особенности водоснабжения лагеря, о которых в романе ни слова.
Кстати о словах! С этнографической точностью воспроизводятся словечки и фразочки различных половозрастных и социальных страт, как будто второй главгерой все-таки попал на свою вымечтанную практику и поделился материалами с авторами. Исполнители подобраны прекрасно – особенно хочется порадоваться за Сергея Шакурова, в многослойной фильмографии которого есть «Сто дней после детства», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Брежнев», что заставляет насмотренного зрителя искать подсказки и ассоциации.
В сериале полно и других пасхалочек: очевидные комары и руки, менее очевидные языки. Ищите, это забавно!
Конфликт поколений показан выпукло и безжалостно: и пубертатные метания, и авторитаризм взрослых сыграны отлично. Может показаться, что с эротизмом немного перебор, но, с другой стороны, а что еще делать на природе под песню соловья? Жанровые особенности хорроров, триллеров и даже молодежных слэшеров со скриммерами старательно воспроизведены авторским коллективом и производят на зрителей гнетущее впечатление. Так что с какой стороны не посмотри, зрелище не для слабонервных, хотя кое-кто считает историю малокровной, но это чистая вкусовщина. Ведь возрастные ограничения 18+ говорят сами за себя. Дополнительной напряженности добавляет анахроничность саундтрека, неоновые цвета и излишняя обветшалость окружающих объектов, которые в 80-м должны были радовать глаз свежей краской, выделенной все тем же профсоюзом.
Всего эпизодов будет 8, на момент этой публикации доступны 5. Вы еще успеете все посмотреть.
- Рейтинг КиноПоиска: 7,4.
- Рейтинг IMDb: 6,0.
- Наша оценка: 4 из 5
P.S.: После просмотра этого сериала вы совершенно иначе будете слушать песни про то, как «Волга впадает в Каспийское море | Волга в сердце впадает мое» Пляцковского или «И плыла по матушке наша кровь-кровинушка, | Стыла бурой пеною возле берегов» Высоцкого. В общем, под «Летний вечер» Колыбалова («Никнет солнце над Волгой, | Зарумянясь ало, | Милой зорькой недолгой | Разливаясь светло») усаживайтесь поудобнее и смотрите вампиров в «Пищеблоке».