Я работаю в системе образования девять лет. За это время я работал социальным педагогом, психологом, классным руководителем и воспитателем. Школа – далеко не автономная организация и контролируется различными ведомствами. Деятельность этих организаций направлена на обеспечение контроля за обучением и воспитанием учеников, их безопасностью, качеством образования и так далее. Уже работая в школе я прочитал книги о Гарри Поттере, и мне стало интересно сравнить систему образования вымышленного и реального мира и разобраться в их достоинствах и недостатках. Дети, читающие сказки о Гарри Поттере, представляют себя на месте главных героев и, конечно же, завидуют не только их приключениям, но и месту, где они учатся. Но есть и другая сторона – ужасные условия проживания, халатное отношение к безопасности и детская смертность.
Ограниченное количество учебных предметов и некомпетентные преподаватели
Родной язык, литература, иностранные языки, биология, химия, физика, анатомия, краеведение, музыка, ОБЖ и ИЗО – этих предметов нет ни в среднем, ни в старшем звене школы. Это значит, что политика школы направлена на ограничение детского кругозора рамками магии и не даёт возможности ученикам реализоваться в мире маглов.
Школа осознанно изолирует учеников в волшебном мире, так как полученных знаний в реальном мире им не будет хватать, чтобы устроиться даже на низкооплачиваемую работу. Преподавание магических профильных предметов также вызывает вопросы.
Зельеварение больше похоже на кружок кулинарии. Там не изучают ни молекулярные свойства зелий, ни формулы. Уход за магическими существами и травология ограничиваются практическими занятиями без теоретических основ зоологии и биологии. Изучая эти дисциплины по такой программе, нельзя добиться научных высот и защитить приличную диссертацию.
Уроки предсказания профессором Сивиллой Трелони преподаются будто по наитию. Возможно, профессор и обладает даром предсказания, но преподавать она не умеет. Так что эту дисциплину можно воспринимать как внеклассный кружок, а не предмет по выбору.
Защита от тёмных искусств мало того, что сопровождается постоянной текучкой кадров, так ещё и отличается абсолютно бессистемным подходом и отсутствием какого-либо учебного плана. Учителя преподавали детям только то, что сами умели, исходя из своего практического, а не научного опыта. Единственный теоретический предмет в школе – история магии. Также есть магловедение, но он преподаётся факультативно.
Ученики выпускаются из школы с теми знаниями о природе вещей, иностранных языках и грамотности, которым успели научиться до поступления в Хогвартс. Знаний уровня начальной школы взрослому человеку недостаточно для жизни как в магическом, так и в реальном мире.
Отсутствие воспитателей и психологической службы
У детей, находящихся в школе круглосуточно, должны быть дневные и ночные воспитатели. Первые помогают организовать учебную и досуговую деятельность в первой половине дня. Вторые обеспечивают безопасность и соблюдение режима в вечернее время в жилом корпусе. Во многом отсутствие этой должности приводит к многочисленным нарушениям безопасности и невозможности контролировать успеваемость учеников.
Если ребёнок находится в школе не всё время, то за готовность домашнего задания и успеваемость ответственность несут родители. Если же ребёнок учится в пансионе, то ответственность за его академическую успеваемость несёт школа. Ребёнок в 11-15 лет физиологически не может полностью себя организовать. Ему нужна помощь взрослого, который сможет подсказать и научить грамотно организовывать своё время. Иначе далее ему будет нелегко в динамичном мире с его многозадачностью.
Дети в Хогвартсе предоставлены сами себе. С ними никто не играет, не проводит свободное время и не учит новому. Если ребёнку не предлагать конструктивной деятельности, в которой он может развивать свои знания, умения и навыки, то он будет находить эту деятельность сам. Но поскольку он не знает, что хорошо, а что плохо, то эта деятельность деструктивна и навредит как ребёнку, так и его окружению.
Отсутствие воспитательной службы могла бы компенсировать работа психологов. Тем не менее ребёнок остается один на один со своими проблемами и вынужден обращаться за помощью к другим взрослым, многие из которых оказываются токсичными. Также школе явно не хватает тренингов личностного роста и работы с детской агрессией, которая выражается в открытую конфронтацию с педагогами и травлю.
Неконтролируемый буллинг
Администрации и учителям очевидно, что Драко Малфой и его друзья травят других учителей и учеников, однако педагоги не только ничего с этим не делают, но и, наоборот, создают благоприятную среду для буллинга. Когда Поттер и его друзья пытаются ответить на травлю, учителя наказывают их, тем самым культивируя в них позицию жертвы, давая понять Драко, что у него есть полное право унижать других.
Вероятно, администрация позволяет это из-за того, что Люциус Малфой, отец Драко, спонсирует школу и имеет влияние в Министерстве. Таким образом директор школы Дамблдор и остальные преподаватели создают разрушительную среду в детском коллективе из-за финансовой выгоды и страха перед влиятельными чиновниками.
Отсутствие досуговой деятельности
Помимо многочисленных пиров и турниров по квиддичу в школе, по большему счету, ничего не происходит – не организуются ни экскурсии, ни поездки в другие волшебные города. Наверняка в Британии есть музей магии, магические спектакли, музыкальные мероприятия, однако, дети отрезаны от культурного мира.
Создаётся впечатление, что культурное обогащение не является задачей ни учителей, ни администрации. Единственным развлечением для детей остаётся квиддич и посещение деревушки, в которую они ходят в основном, чтобы посидеть в пабе.
Поощрение детского алкоголизма
В деревне Хогсмид неподалёку от Хогварства беспрепятственно продают сливочное пиво несовершеннолетним. Профессор Люпин даже угощал Поттера этим напитком в своём кабинете. Администрация никак это не контролирует и, судя по всему, закрывает на это глаза. Отсюда можно сделать вывод, что в отсутствии должного контроля дети беспрепятственно могут употреблять спиртные напитки.
Непонятно, какие задачи преследует Хогвартс, развивая у детей алкогольную зависимость. Разве что у школы есть тайный контракт с производителями сливочного пива, обеспечивающий им клиентов.
Недостаток спортивного инвентаря и отсутствие разнообразия спортивных мероприятий
Школа должна обеспечить малоимущих учеников всем необходимым, в том числе спортивным инвентарём, но ученики, у которых нет денег, вынуждены покупать метлы для квиддича самостоятельно. Этим нарушается равенство участников команды из-за разного качества мётел, что само по себе приводит к нечестной игре.
В школе также нет ни уроков физкультуры, ни каких-либо магловских спортивных игр. Судя по всему, это также является дискриминационной политикой Министерства магии против маглов, мешающей ученикам социализироваться и быть полноправными членами реального мира.
Неподходящие условия проживания и нарушение санитарно-эпидемиологических норм
У любого человека есть базовые потребности, без реализации которых он не сможет реализовывать другие потребности – в образовании, общении, творчестве и так далее. Первая базовая потребность заключается в удовлетворении физических потребностей и комфорте.
Зимой в замке нарушен температурный режим. Во всех помещениях, кроме тех которые оборудованы каминами, холодно. При этом требования к ученикам остаются прежними, а их продуктивность закономерно снижается. Дети мёрзнут и поголовно страдают от простудных заболеваний, не переставая посещать занятия.
Эта проблема, очевидно, никак не решается. Даже в отсутствии отопления можно было бы повысить температуру в замке с помощью заклинаний. Странно, что преподаватели, которые могут трансгрессировать и оживлять статуи, не могут наколдовать отопление.
Санитарные нарушения также касаются и школьного питания. Согласно требованиям СанПина, при полном пансионе необходимо шестиразовое сбалансированное питание. Однако школьники едят только три раза в день, при этом наедаясь впрок, превышая дневную норму калорий. Количество простых углеводов явно преобладает над сложными:белый хлеб, варенье, картофель и так далее.
Такое питание, особенно без физических нагрузок, быстро приводит к ожирению. С таким подходом становится ясно, почему из спорта в Хогвартсе только квиддич и полёты на мётлах, ведь при таком питании не то что бегать, даже ходить тяжело.
Помимо самой пищи стоит отметить, что персонал столовой – эльфы, работают без медицинских книжек и в грязной одежде, не пользуясь тапочками, халатами и перчатками. Это увеличивает риск кишечных заболеваний и вирусных инфекций.
Санитарные условия также нарушает наличие домашних животных, которые находятся в жилом помещении вместе с детьми. И делали ли им прививки?
Халатное отношение персонала к безопасности и жестокое обращение с детьми
Возвращаемся к базовым потребностям. На втором месте после витальных потребностей стоит потребность в безопасности. Профессор Снейп кричит на детей из-за их слабой успеваемости по предмету, нарушая тем самым их границы, а значит и безопасность. Чем больше он на них кричит, тем меньше они будут знать, так как запугивание никогда не работало как инструмент получения знаний.
Дети живут в постоянном страхе угрозы. Они никак не ограждаются от опасностей внешнего магического мира, и на их свободу всё время посягают учителя. И это не только профессор Снейп, но и Долорес Амбридж, Златопуст Локонс, Барти Крауч-младший, Квиринус Квиррелл и Хагрид, не говоря уже об Амикусе Кэрроу – пожирателе смерти, преподававшем защиту от тёмных искусств на седьмом курсе.
В своих декретах, утверждённых Министерством магии, Амбридж запрещает хранить и распространять журналы, создавать студенческие кружки, общаться с преподавателями на отвлечённые темы и разрешает телесные наказания. Для контроля за исполнением декретов она создаёт из учеников Инспекционную дружину.
Важно отметить некомпетентность администрации набирающей персонал, который не соответствует статусу педагога. В магическом мире нет никакой службы безопасности, проверяющей учителей, что могло бы защитить школу, например, от Квиринуса Квиррелла и Барти Крауча-младшего. Весь преподавательский состав в курсе некомпетентности педагога, как в случае с Златопустом Локонсом, но он всё равно остается на должности.
Из-за нарушений правил безопасности детей отправляют в запретный лес, чтобы показать, что нарушение правил безопасности это плохо, а заодно узнать, какая опасная тварь убивает единорогов. В этом предложении абсурдно всё, тем не менее это происходит вопреки всякой логике.
Отдельное внимание стоит обратить на безопасность во время спортивных мероприятий. Большой вопрос вызывают спортивные мётлы. Они не оборудованы ни седлом, ни страховкой, что сильно увеличивает и без того очевидный риск падения и травм. На площадке никогда не дежурит медперсонал, и в случае возникновения травм игрока приходится самостоятельно транспортировать в лазарет.
В квиддиче также не предусмотрен ни купол, защищающий игроков от внешних магических воздействий, а зрителей от возможности быть травмированными бладжерами, ни магическая подушка на земле, что существенно снизило бы риск перелома костей.
Турнир трёх волшебников и вовсе привёл к смерти ученика. Этого можно было бы избежать, тщательно проверив все волшебные артефакты, установив магическое наблюдение в лабиринте и оставив сотрудников школы или судей наблюдать в лабиринте. Что касается наблюдения, совершенно непонятно, зачем делать из последнего испытания зрелище, если оно проходит на территории, закрытой от зрителей.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в Хогвартсе нарушена почти половина статей Конвенции о правах ребёнка.
Среди них:
- Право на защиту и заботу, необходимую для благополучия;
- Право пользоваться культурой своей страны;
- Право на свободу мнения;
- Право свободно искать, получать и передавать информацию;
- Право на свободу ассоциаций и на свободу мирных собраний и так далее.
Отсутствие условий для создания инклюзивного образования
Медицинские учреждения волшебного мира не могут вылечить психические заболевания магловского мира, а также повреждения, вызванные магией. Исходя из этого, должен быть процент учащихся с ограничением в развитии. Но их нет. Это значит, что единственная школа в Великобритании лишает возможности волшебников с ОВЗ изучать магию наравне со всеми и сознательно изолирует их от волшебного сообщества.
Такой подход – это не прихоть школы, а политика Министерства магии, то есть осознанная дискриминация по физическим возможностям. Яркий пример дискриминации – отношение к великанам. На них наклеивают ярлык агрессивных и необучаемых. Если бы у Министерства был другой подход, то большую половину великанов можно было бы социализировать. То же касается эльфов и некоторых других волшебных существ.
Заключение отчёта о нарушениях
Хогвартс выращивает некомпетентных, несоциализированных детей, из чего можно сделать вывод, что это выгодно не просто школе, но и Министерству магии Британии. Волшебный мир тоталитарен и жесток. Ему не нужны высококлассные, а следовательно, высокооплачиваемые специалисты.
Хогвартс – это не полноценное учебное образовательное учреждение. Но именно так представляет себе идеальную школу любой ребёнок.
Там нет запретов и ограничений для детской воли и фантазии. Их отсутствие влечёт за собой опасности, но и невиданные приключения. А именно это и нужно ребёнку – свободу совершать ошибки и глупости, свободу рисковать, пугаться, веселиться, улыбаться и не слушаться взрослых.
Уровень современной цивилизации больше не даёт ребёнку свободу на отсутствие безопасности. Теперь он надёжно защищён и от опасностей, и от приключений. Сытым, но грустным домашним детям не место в Хогвартсе. Но, вероятно, они будут счастливы в реальном мире: без угнетения, преступной халатности, буллинга и детского алкоголизма. Ведь всё это осталось в мире магии.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.