Отвечает психолог // Статья

Пять способов мотивации к учебе по мнению педагогов-психологов


Пять способов мотивации к учебе по мнению педагогов-психологов
Фото: kontakt-keramika.ru

Не секрет, что большинство возникающих трудностей в обучении связаны с мотивацией: именно она управляет поведением школьника и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. Мотивация — это то, что побуждает ученика к действию. Об актуальных рецептах повышения мотивации рассказали педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Москвы Сергей Алексеев, Лилия Зверобоева и Лариса Назарова.

1. Основа мотивации – интерес

Покажите ученикам, как школьные знания помогут им добиться успеха, упростить жизнь, стать интересным и разносторонним человеком. Если они хотят написать интересный пост в соцсетях, им нужны знания русского языка. Если они захотят в будущем стать разработчиками игр, скорее всего, им понадобятся знания по математике и физике. А для того чтобы простроить свой идеальный маршрут для путешествий – нужно иметь представления о географии. Более того, обучение и обогащение информацией не ограничивается школой: современный взрослый учится в течение всей жизни, не потому что «надо», а потому что это действительно интересно – узнавать больше об окружающем мире.

2. Формируем личностную позицию

Мотивация связана с личностной позицией: если у школьника есть внутреннее убеждение в том, что он умный, талантливый, способный, то и стремления к выполнению действий больше. Родителям стоит усиливать личностную позицию школьника путем учебных установок и аффирмаций на учебу – я сильный, я справлюсь, я умею считать, я способный ученик и т.д. Есть огромное количество способов похвалить ребенка – не упускайте возможность сказать: «Я тобой горжусь», «Изумительно», «Мастерски», «Чудесно» и т.д.

3. Вводите в жизнь элемент случайности

Не секрет, что рутина плохо сказывается на мотивации: даже взрослые периодически «выгорают» на любимой работе из-за одинакового распорядка дел и поручений. То же самое происходит со школьником: даже если ему нравится учиться, при одном взгляде на количество уроков у него может пропасть энтузиазм. Поэтому родители могут внести в жизнь разнообразие и элемент случайности: подбросьте монетку, чтобы решить, чем вы вместе займетесь после уроков. Или приготовьте коробочку с фантами, на которых напишете название разных сюрпризов, которые можно будет получить в неожиданные моменты – это может быть сладкий подарок, посещение необычного мероприятия или другой бонус за отличную учебу.

4. Развивайте у школьников любознательность

Почти любой интерес школьника можно перевести в русло науки – пользуйтесь этим, чтобы развить в ребенке любознательность.

Если ребенку нравится Илон Маск – это повод поговорить о космосе, физике, астрономии, рассказать о Сергее Королеве и Юрии Гагарине.

Если ребенок фанатеет от серии фильмов про Гарри Поттера – это повод поговорить о литературе. Если школьник не выпускает из рук телефон, установите ему несколько обучающих приложений, вроде изучения в игровой форме иностранных слов – и соревнуйтесь, кто больше выучит за неделю. Словом, любой естественный интерес ребенка можно перевести в обучающее русло – не упускайте эту возможность.

5. Подавайте пример

Все начинается с личного примера и бесспорно приоритетного влияния родителей. Это то, что в первую очередь закладывает и поддерживает формирующуюся мотивацию ребенка. А это значит, что, если вы хотите, чтобы мотивация стала верным спутником вашего ребенка, действуйте. Например:

  • заведите дневник достижений собственного ребенка и ведите его совместно; это может быть нарисованная от руки табличка с наклейками или рисунками бонусами за самые разные маленькие успехи, или записи-хроники событий, или продвижение по карте к какой-то конкретной цели (умение решать пример, навыки рисования или борьбы и т.п.);
  • пользуйтесь образовательными порталами с целью расширения знаний детей и совершенствования навыков;
  • работайте вместе: если у вас есть работа, которую можно выполнить удаленно дома, позовите своего ребенка выполнить задания вместе с вами. Собирайте вместе с ребенком аудио-, видеобиблиотеку по интересующей его теме, предмету; показывайте свои «коллекции», библиотеки по любимому делу, хобби, работе;
  • планируйте фитнес для души и тела – это могут быть спортивные тренировки, долгие прогулки, совместное чтение, рисование, приготовление завтраков или ужинов по выходным дням, настольные игры, участие в детско-родительских психологических занятиях и многое другое. Все это помогает ребенку сохранять живой интерес и любопытство, сбрасывать лишнее напряжение, учит, как принято проводить свободное время, распределять его между важным и любимым, необходимым и вроде бы не очень, знакомым и пугающе новым. Таким образом, умение планировать как бы встроено в обычную жизнь, и ребенок воспринимает его как нечто само собою разумеющееся;
  • участвуйте в школьных мероприятиях, в проведении образовательных акций, дне открытых дверей, встречах с авторами учебников, интересных книг. Этим вы подтверждаете важность школьной жизни и школьных навыков, учите ребенка делом, а не на словах, как быть включенным и активным.


Новости





























































Поделиться