Учителя // Тема дня

Любовь Духанина: «Независимая оценка квалификации – это инструмент защиты учителя в конфликтах с родителями или учениками»


Любовь Духанина: «Независимая оценка квалификации – это инструмент защиты учителя в конфликтах с родителями или учениками»
Иллюстрация: er.ru

В этом году в нескольких регионах проходит пилотная апробация новой формы аттестации учителей – профессиональный экзамен. Это независимая оценка квалификации, которая проверяет знание предмета и методики, цифровые и другие навыки. У педагогов много вопросов относительно новой процедуры. Мы попросили ответить на них заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанину.

Независимая оценка квалификации (профессиональный экзамен) вводится вместо существующей процедуры аттестации или в дополнение к ней? Учитываются ли результаты профэкзамена при традиционной аттестации?

– С февраля 2021 года независимая оценка квалификации может учитываться при аттестации на соответствие занимаемой должности. В порядок проведения аттестации педагогических работников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276, внесены соответствующие изменения. При подготовке педагога к аттестации на соответствие занимаемой должности работодатель составляет представление. Оно содержит всестороннюю оценку профессиональных и деловых качеств и результатов профессиональной деятельности педагога. Теперь после ознакомления с представлением, подготовленным работодателем, учитель может подать в аттестационную комиссию сведения о прохождении независимой оценки квалификации. Ранее такая возможность в порядке аттестации указана не была.

Аттестация проводится на заседании комиссии с участием педагога. Но на уровне региона может быть принято решение об учете результата профессионального экзамена в качестве аттестации.

– Как относятся учителя к новой форме аттестации и в каком формате она проводится? В чем ее преимущества по сравнению с действующим порядком аттестации?

– Четверо из десяти учителей готовы пройти независимую оценку за свой счет, если итоги профессионального экзамена им засчитают в качестве прохождения аттестации. Это показал опрос Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тысячи учителей. Ведь независимая оценка не требует сбора документов учителем и создания работодателем комиссии. Она проводится в формате профессионального экзамена в специальном центре и строится на едином для всей страны основании – профессиональном стандарте.

Профессиональный экзамен проводится полностью на добровольных началах. Как и аттестация на первую или высшую категорию, это возможность, а не обязанность.

Сдавшие профэкзамен учителя попадают в реестр квалифицированных специалистов, который ведет Минтруд. Им легче найти хорошую работу. Но главное – это оценка педагогического мастерства, возможность понять, чего не хватает и как повышать квалификацию. Независимая оценка квалификации – это еще и инструмент защиты учителя в конфликтах с родителями или учениками. Уже сейчас почти четверть педагогов (24%) готовы пройти независимую оценку для себя, а 7% – чтобы подтвердить свою квалификацию в случае разногласий с администрацией или родителями учеников. Это объективный механизм подтверждения своего профессионального уровня и защиты себя, особенно в случае увольнения по статье «несоответствие занимаемой должности».

В каких регионах педагоги имеют возможность пройти независимую оценку квалификации?

Сегодня учителя могут сдать профессиональный экзамен в четырех пилотных регионах: Свердловской, Тюменской, Самарской и Вологодской областях. Что включает в себя экзамен? Тестовые задания с глубоким погружением в суть педагогической работы. Например, задания на анализ педагогической ситуации, установление соответствия между заданием и образовательными результатами, формированию которых оно способствует. Недавно образцы заданий были опубликованы в «Российской газете».

– Многих педагогов волнуют вопросы, кто разрабатывает задания, которые им предстоит выполнить на экзамене?

– Персональный состав разработчиков оценочных средств утверждается решением Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования. До этой работы допускаются эксперты, прошедшие специальную программу обучения в Национальном агентстве развития квалификаций и обладающие большим опытом педагогической работы.



Новости





























































Поделиться