Качество образования // Тема дня

Все начинается с игры

Школа должна быть открыта жизни, городская среда – обучать, а игровые технологии шире применяться в школьной практике.

Все начинается с игры
Фото: biruzovaya.ru

2 марта в Институте образования НИУ ВШЭ состоялся традиционный семинар в формате онлайн на тему: «Образование теперь игра, или почему школа теряет монополию?»

Тема расшколивания становится все более актуальной. Тенденция последних лет – выход образования за рамки школы, широкое использование городского пространства (музеев, парков, театров) для развития детей, повышение роли игровых технологий в обучении. Все более привычным становится термин edutainment – обучение через развлечение.

За рамками школьной программы

По мнению приглашенного профессора Института образования НИУ ВШЭ, глобального директора по вопросам образования в KidZania Гера Грауса, за сто лет в мире изменилось все: жилищные условия, техника, медицина, и только школа подверглась минимальным изменениям. Та же классно-урочная система, доска, ответы учеников на заданные учителем вопросы. Национальные стандарты не учитывают индивидуальные особенности детей, а их достижения, а также успехи школы, в которой они обучаются, измеряются отметками на экзаменах. Вся эта система никак не связана с реальными интересами учащихся и потребностями экономики. Так, по данным опроса работодателей, проведенного в Англии, сотрудники должны обладать такими качествами, как: эффективная устная и письменная коммуникация, адаптивность и гибкость, упорство и готовность трудиться – эти и другие требования к претендентам на вакансии выходят далеко за рамки учебных предметов, хотя их знание, безусловно, необходимо.

Кроме того, по мнению Гера Грауса, школа не учитывает потребности ребенка в познании мира, в приобретении социального опыта и социальных связей. Наконец, образование должно быть нужно и интересно самим детям, а для этого оно должно предлагать им нестандартные задачи, выходящие за рамки школьной программы.

Мощный потенциал Гер Граус видит в ролевых играх. Большую популярность в последнее время приобрела «Кидзания» – образовательно-развлекательный комплекс для детей 414 лет, в игровой форме обучающихся основам 100 профессий. Первый такой проект был реализован в Мексике в 1999 году, в настоящее время он объединяет 24 парка в 17 странах мира. Россия стала 18-м государством в списке. Первая в нашей стране «Кидзания» открылась в Москве в 2013 году.

По мнению профессора, эта игра воспитывает в детях любознательность, творческие способности, умение не бояться нового благодаря возможности примерить на себя разнообразные профессиональные роли. Все эти качества, как считает Гер Граус, необходимы для успешного обучения.

В то же время он отметил, что «Кидзания» – это один из многочисленных вариантов внешкольного образования, и его существенным недостатком является коммерческий аспект: родители должны платить деньги за участие детей в этой игре и, несмотря на различные скидки и акции, в конечном итоге посещение таких площадок в большей степени доступно обеспеченным семьям.

Гер Граус отметил также, что «Кидзания» рассчитана на детей до 14 лет, поэтому следует подумать о программах для подростков, помогающих приобрести социальный опыт. В качестве примера он привел программу «Тренер», действующую в городе Спрингфилд (штат Массачусетс), цель которой – привлечь подростков старше 14 лет к обучению младших школьников различным видам деятельности, включая спорт.

Через игру – к академическим знаниям

А как игровые технологии и edutainment приживаются на российской почве?

Несмотря на определенные подвижки - приказ Министерства просвещения и Министерства образования и науки, позволяющий школам засчитывать модули и программы, полученные в системе дополнительного образования в качестве результатов основного образования; использование ресурсов городской среды; применение деятельностного подхода в обучении - существует ряд препятствий, мешающих полноценному процессу расшколивания.

«Мы не должны закрывать глаза на то, что у нас есть выученная беспомощность наших учеников, которые не очень-то умеют искать и находить значимые, яркие, интересные проекты. У нас есть повышенная тревожность родителей, которые считают, что скучное, тяжёлое – это хорошее образование, а образование, которое радует, в котором есть играющие дети, в котором есть деятельность – оно не может быть хорошим. И у нас есть не очень большая готовность учителей идти навстречу этому открытому миру, который с каждым днём становится всё более насыщенным», – отметила директор Института педагогики Санкт-Петербургского госуниверситета, член-корреспондент РАО Елена Казакова.

В качестве примера она привела ролевую многопрофильную игру «Аллотроп», разработанную фондом инфраструктурных образовательных программ РОСНАНО. Эта игра позволяет изучать предметы в игровом формате. По опросам ученых, почти 100% детей поддержали такой подход, и только 5% – среди учителей. Все остальные сказали: «Нет, это невозможно, так это не работает. Игровое пространство не может быть качественной образовательной программой».

Как подчеркнула Елена Казакова, подобное утверждение вызывает серьёзную тревогу, поскольку, по ее словам, «историки давно выяснили, что в игре можно получить такое же приблизительно по мощности результатов знание, как и на обычном академическом уроке».

Например, исследование Анастасии Даниловой показало, что ребёнок, который входит в мир образования через вовлекающее обучение в Кидбурге, разных лекториях, игровых пространствах, потом начинает проявлять большую лояльность к предметному миру, как бы пытаясь понять, зачем ему это всё нужно, и зачастую начинает не только активно строить своё образовательное пространство, но и проявляет себя более ответственно исключительно в академической сфере.

По мнению научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова, необходимо внедрять в педагогическое образование игровые подходы, меняя отношение будущих учителей к таким технологиям.

От самовыживания – к самовыражению

Однако директор Центра общего и дополнительного образования им. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий видит главную причину неприятия идеи edutainment в социально-экономических факторах, из-за которых ценности самовыживания в нашей стране пока превалируют над ценностями самовыражения.

«Похоже, этот новый образ образования не имеет достаточно плодородной социальной почвы для укоренения в России, поскольку ценности самовыражения доминируют пока только в текстах российских образовательных гуру и у небольшой части населения крупных городов с высоким уровнем образования и благополучия. У большей части общества этого образа нет», – отметил он в своем выступлении.

«Получение образования сегодня для большинства российских семей – это условие выживания, обеспечение социальной мобильности, – пояснил он. – Риски низкого качества образования для экономической успешности и социального благополучия российских выпускников выше, чем в развитых странах. И у нас есть свидетельство того, что тематика образовательного опыта, личностного роста, самореализации, субъективного благополучия, обучения за стенами школы актуальна для благополучных, высокообразованных групп населения, которые в нашей стране первыми перешли от самовыживания к самовыражению».

Именно эти группы приводят своих детей в музеи и на выставки, посещают научно-популярные лектории, активно путешествуют с образовательными целями. В то время как дети этих семей играют в фермера или почтальона в «Кидзании» или "Кидбурге", дети из других семей в депрессивных территориях заботятся о реальных домашних животных в подсобном хозяйстве и развозят еду.

По мнению Сергея Косарецкого, идея социальной инклюзии должна стать частью концепта открытого образовательного пространства. Для этого следует вкладывать средства в такие проекты, как «Гараж» или Политехнический музей, субсидировать посещение школьниками музеев.

Кроме того, убежден ученый, следует развивать внешкольное образование не только с учетом социально-экономических факторов, но и с учетом уроков пандемии. Пока в центре внимания экспертного сообщества находится совершенствование цифровых технологий в дистанционном образовании, содержание учебного контента, но при этом мало говорится о разработке онлайн-курсов для дополнительного образования, которые ориентируются на поддержку игры, мотивации вовлечённости и креативности.

Главный вывод, к которому пришли участники семинара, заключался в том, что школа должна быть открыта жизни, городская среда - обучать, а игровые технологии шире применяться в школьной практике.



Новости





























































Поделиться