Персона // Статья

«Детское здоровье дороже дурацких инструкций»

Памяти Сергея Юрьевича Курганова.

«Детское здоровье дороже дурацких инструкций»
Фото vogazeta.ru. Съемка и оцифровка: А.Ю. Мельников

Михаил Эпштейн написал пост, в котором процитировал ушедшего в минувшие выходные учителя-новатора, мыслителя, соавтора концепции Школы диалога культур Сергея Курганова. Публикуем пост с разрешения автора.

«Самое главное, чему должен научиться педагог – мне кажется, я это умел уже в 1972 году – так это быть абсолютно независимым от системы образования.

По-моему, это очень легко. Хочешь учить математику по Давыдову – не ищи сертификата за подписью Давыдова. Просто с 1 сентября веди – и все. Никто не придерется, так как администрации абсолютно это безразлично. Ведешь физкультуру, а футбол вести не полагается («они и так играют») – а ты все равно бери и учи детей играть в футбол. Никто ничего не заметит!

Считаешь, что в мае продолжительность урока не может быть больше 15 минут – ни у кого ничего не спрашивай, а так и поступай – детское здоровье дороже дурацких инструкций.

Считаешь, что дневники не нужны – не прикасайся сам к дневнику – и дневники отомрут сами.

Считаешь, что обязательные домашние задания не нужны – ДЗ задавай, проверяй, но не ставь плохих отметок за отсутствие ДЗ – и обязательные ДЗ тем самым и отомрут сами собой.

Считаешь, что в школу ребенок может прийти, когда он того хочет – не ругай никогда детей, которые опаздывают – и жизнь детей существенно облегчается сама собой.

Конфликтовать с начальством – последнее дело. Начальство живет энергией наших конфликтов с ним.

Доверяешь родителям класса – не требуй медицинских справок ни у кого, родители сами тебе все расскажут, и пусть при этом медсестра хоть лопнет от злости – у тебя инфекционных заболеваний всегда будет гораздо меньше, чем у тех, кто требует справочку за один пропущенный день.

Понимаешь, что дети могут сами решать, как обустраивать класс архитектурно – не делай никогда никаких замечаний, если дети передвигают парты, садятся вчетвером или вшестером и пр.

Считаешь, что родительские собрания только разобщают – проводи одно в конце мая с изложением своей программы действий на будущий год и тайным голосованием подтверждения своих полномочий классного руководителя.

Понимаешь, что в начальной школе в принципе не может быть отметок, а завуч требует их выставлять – не спорь, это бесполезно, а ставь отметки 12, 11, 10, редко 9 и 8. И все будет педагогически целесообразно. Тебя будут считать либеральным чучелом, а ты будешь доволен тем, что при такой системе у тебя 6–7 человек успешно поступают в физматшколу, 2–3 – в английскую школу, 1–2 – в спортивную школу высокого уровня. Да, твоим детям будет непросто в пятом классе, зато начиная с шестого они, несломленные подростковыми учителями, находят с ними разумный компромисс на своих условиях».



Читайте также в рубрике «Персона»

Новости





























































Поделиться