ФИП // Статья

Масштабирование инновационных проектов невозможно без сотрудничества с учёными и родителями


Масштабирование инновационных проектов невозможно без сотрудничества с учёными и родителями
Иллюстрация: wework.com

22 декабря состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Инновационная инфраструктура общего и среднего профессионального образования – залог непрерывного развития и качества образования в ХХI веке».

Напомним, что в этом году произошла перезагрузка деятельности федеральных инновационных площадок (ФИП), был назначен новый оператор проекта – Институт управления образования Российской академии образования. Институт проблем образовательной политики «Эврика» участвует в экспертном сопровождении ФИП.

В апреле 2021 года Министерством просвещения РФ был объявлен конкурс на получение статуса ФИП. На него было подано 156 заявок. 3 августа этого года по итогам проведённой экспертизы заявок статус ФИП был присвоен 19 организациям, которые реализуют образовательные программы основного общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых. В сентябре этого года прошел второй этап конкурса, продолжается экспертиза заявок. Мы писали об этом подробно.


От Сократа до наших дней

Обсуждение началось с культурно-исторического анализа педагогических инноваций.

По словам члена-корреспондента РАО Михаила Богуславского, эта традиция насчитывает 2,5 тысячи лет, начиная с Сократа, Коменского, Руссо и заканчивая современным периодом. Поворотными, революционными этапами в первой трети ХХ века стали: идеи Джона Дьюи и Уильяма Килпатрика – авторов проектного метода как предтечи деятельностного подхода; Марии Монтессори, стоявшей у истоков организации самообучения и самовоспитания в специальной среде; Антона Макаренко, который создал педагогику разнообразных педагогических отношений (как между самими воспитанниками, так и воспитанников с педагогами и родителями). Вторая половина ХХ века отмечена такими инновационными прорывами, как: теория и практика развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, новые способы самообучения в начальных классах Шалвы Амонашвили, коммунарская методика Игоря Иванова, а также ряд инноваций в массовой педагогической практике (Казань, Ростов-на-Дону, Липецк).

Очередная волна инноваций произошла в 1980-е–90-е годы, запомнившиеся движением педагогов-новаторов и «Манифестом педагогики сотрудничества», 35-летие со дня публикации которого мы отмечали в этом году.

Мощный импульс инновациям в тот период задали ВНТК «Школа-1» под руководством академика РАН Евгения Велихова и ВНИК «Школа» во главе с министром образования РСФСР Эдуардом Днепровым. Первый коллектив занимался информатизацией образования, второй – реформированием школы.

И, конечно, большой вклад в инновационное движение внесли общественно-педагогический клуб «Эврика» и авторские школы.

«Уже тогда было понятно, что расширение новаторства в сфере образования является ключевым источником развития самой системы образования, управленческих механизмов и дает импульсы к созданию исследовательских работ. В этом смысле инновационная деятельность вызвана тем, что есть в системе образования ряд деятелей, которые остро реагируют на изменения в образовании и предлагают свои решения в ответ на эти вызовы», – отметил научный руководитель ИПОП «Эврика» и советник и.о. директора Института управления образованием РАО Александр Адамский.

По его мнению, отличие современного этапа от предшествующих заключается в необходимости масштабировать инновации, меняя образовательную практику в русле решения государственных задач. Соединение инициативы и государственной задачи, которая оформлена в нормативных документах, и составляет суть инновационного проекта.

«Многие лидеры инновационного движения не получили достойного масштабирования своих моделей во многом из-за того, что для перерастания в институциональную норму нужна научная фиксация этой деятельности», – подчеркнул Александр Адамский.

Поэтому представители ФИПов должны сотрудничать с учеными и экспертами для совместного проведения исследований по заявленным ими тематическим направлениям. Модель такого взаимодействия как раз и была представлена на конференции.

От высоких технологий до этических нюансов

В рамках совещания работали семь секций, которыми руководили известные ученые. По итогам обсуждения они выявили ряд проблем, которые могут стать предметом для дальнейших исследований.

Например, по направлению «Цифровизация образования и функциональная грамотность» академик РАН и РАО Алексей Семенов предложил изучить этическую и правовую проблематику сбора и представления цифровых результатов. По его мнению, это необходимо для преодоления мифов и «страшилок», которые бытуют в обществе вокруг онлайн-обучения.

Директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина, отвечающая за направление «Инклюзия и педагогика равных возможностей», считает необходимым исследовать четыре темы.

Во-первых, как переносить технологии, решения, приёмы и модели, отработанные школами, которые специализируются на обучении, например, детей с расстройством аутистического спектра, на другие категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями (мигрантов, одарённых и так далее).

Во-вторых, как решать организационно-управленческие задачи с целью создания универсальной образовательной среды, которая может удовлетворять индивидуальные потребности любого приходящего в школу ребёнка.

В-третьих, как отрегулировать отношения разных участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, которое, по словам Алехиной, стало сферой особого напряжения и повышенной конфликтности.

В-четвертых, по мнению ученого, необходим постоянный мониторинг, динамическое наблюдение процессов инклюзии и их сопровождения.

Профессор МГПУ Григорий Гольцман, руководивший секцией «Подготовка современного учителя», отметил две ключевые темы исследования в этом направлении – технология выявления профессиональных дефицитов и формирование индивидуальных образовательных маршрутов.

Он считает, что успех таких проектов зависит от сотрудничества школ с ведущими научными организациями и вузами, что невозможно без сетевых объединений.

Неодинокие в сети

Эта тема как раз обсуждалась на секции «Механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций», которую вел профессор Академии психологии и педагогики ЮФУ Александр Бермус. По его мнению, приоритетные вопросы в этой сфере – институализация и нормирование деятельности сетей, поскольку в настоящее время они находятся на этапе становления.

По итогам обсуждения он выделил несколько типов сетевых взаимодействий. Наиболее проблемными являются те их них, в которых объединяются участники с разным правовым статусом (например, образовательные организации с бизнес-партнерами, что характерно для сферы СПО), или научные организации со школами.

А если членами сетевого объединения становятся представители неформального образования, то здесь особенно остро встает вопрос координации с государственными и муниципальными структурами.

По словам Александра Адамского, сетевое взаимодействие – очень важная задача, от решения которой зависит организация на базе ФИПов площадок для переподготовки и повышения квалификации учителей.

Музыка нас связала, или Как сформировать целостную картину мира

Первый заместитель генерального директора АО «Издательство “Просвещение”» Леонид Наумов отвечал за работу секции «Функциональная грамотность: формирование целостной картины мира». На эту тему он подробно выступал на заседании клуба «Норма и деятельность».

Задача формирования целостной картины миры обозначена в Примерных основных образовательных программах и стандартах, однако дидактическая модель, которая используется в школе в последние годы, неэффективна.

В то же время школы, по мнению Леонида Наумова, обладают большой степенью маневра за счет вариативной части учебного плана, что позволяет изучать предметы по выбору и запросу родителей и учащихся.

Участники секции пришли к выводу о том, что основа этой работы закладывается в начальной школе, но, поскольку этого времени недостаточно, то следует выстраивать единую дидактическую логику с первого по шестой классы.

«Но если мы хотим, чтобы эта задача решалась всеми школьниками, то надо менять нормативную базу: увеличивать часы на естественно-научные дисциплины и менять содержание социально-гуманитарных предметов», – подчеркнул Леонид Наумов.

На секции «Воспитательная деятельность» подробно проанализировали интересный опыт музыкально-эстетического лицея им. А.Г. Шнитке г. Энгельса Саратовской области.

«На примере лицея мы видим, как музыкально-эстетическая деятельность задает вектор общеобразовательной и воспитательной работы школы и помогает формировать целостную картину мира», – отметил Александр Адамский.

Специалисты Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи под руководством директора Александра Петрынина с 1992 года работают с самыми трудными детьми. Эта организация была создана на волне борьбы с беспризорностью и социальным сиротством. Исследование их практики может быть направлено на особенности социализации таких детей и декриминализации их сознания.

Особого внимания достойна и тема интеграции общего и дополнительного образования, учет результатов внешкольной деятельности учащихся, расширение процесса расшколивания, которое практикуется в Центре дополнительного образования «Хоста» г. Сочи. В этой сфере остается еще ряд содержательных, финансовых, кадровых, организационных вопросов, в том числе привлечение родителей к участию в проекте.

Невнимание к этой проблеме чревато очень острыми конфликтами, считает Александр Адамский, поэтому он рекомендовал всем ФИПам еще до начала реализации инновационного проекта согласовать его с родительским сообществом на заседании управляющего совета, что обеспечит правовую возможность для дальнейшей работы.

«Планов громадье»

Примечательно, что многие ФИПы не ограничиваются рамками одного тематического направления.

Например, лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга и институт развития образования Иркутской области активно используют цифровые и сетевые технологии для реализации индивидуальных образовательных программ.

По словам директора лицея № 590 Алексея Каменского, сейчас перед педагогами поставлена задача построить модель мультипредметного открытого проектного кластера, в котором организуются детско-взрослые команды с привлечением социальных партнеров.

По его мнению, «это будет способствовать самоопределению, самопознанию и самореализации подростков, которые выступают как в качестве пользователей, так и созидателей цифровых технологий».

При этом учитываются самые разные интересы и потребности детей, которым предоставляется на выбор несколько проектов: например, для любителей литературы – «Добрая лира», для юных изобретателей – «Школьный патент».

Замдиректора института развития образования Иркутской области Евгения Шестакова рассказала о том, что авторы проекта ставят две задачи: глобальную – создание инновационной образовательной среды в регионе и локальную, конкретную – адресное сопровождение школ с низкими образовательными результатами.

Для решения этих задач используются разнообразные технологические решения, в том числе: виртуальный методический абонемент на основе индивидуальных запросов педагогов; виртуальные исследовательские лаборатории для учителей, директоров школ и методистов; иммерсивные мастерские по школьным дисциплинам. Планируется также проводить конкурсы грантовой поддержки школ с низкими образовательными результатами.

Со временем, по замыслу организаторов, проект приобретет межрегиональный характер. Уже сейчас к его реализации привлекаются специалисты и участники из других субъектов РФ, и без сетевого взаимодействия здесь не обойтись.

Обсуждение деятельности ФИПов продолжится 27 декабря.



Новости





























































Поделиться