Качество образования // Статья

Как подготовиться к итоговому сочинению?

Советы для тех, кто сдает в дополнительный срок.

Как подготовиться к итоговому сочинению?
Иллюстрация: medium.com

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.


Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.

В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:
  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.
Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.



Новости





























































Поделиться