Что происходит? // Статья

О сдвоенных уроках, физкультуре и максимально допустимой учебной нагрузке

Мы собрали замечания и вопросы практиков по новым СанПиН и попросили их прокомментировать главного научного сотрудника Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора Марину Степанову.

О сдвоенных уроках, физкультуре и максимально допустимой учебной нагрузке
Иллюстрация: br.pinterest.com
1. Алла Ваганова, заместитель директора по учебно-воспитательной работы МАОУ «Гимназия», г. Новоуральск:

«Положительной стороной новых СанПиН можно считать снятие ограничений на ведение занятий парами в начальной школе, что даёт возможность учителям организовывать в том числе модульные погружения. Это позволяет менять формы работы и виды деятельности ребенка, в течение двух учебных часов наиболее эффективно достигаются образовательные результаты - и личностные, и метапредметные в том числе.Есть высокая мотивация, и дети не переутомляются».

Марина Степанова:

– . До сих пор сдвоенные уроки были разрешены, начиная с 5-го класса – такой вывод был сделан по итогам научных исследований.

Действительно, сдвоенные уроки для учащихся 5-х классов и старше создают достаточно хорошие возможности для того, чтобы они более полноценно были погружены в изучение какого-то предмета, не было такого постоянного переключения с одного предмета на другой, а более основательная возможность изучения какой-то одной дисциплины.

Работоспособность стала выше. Кроме того, существенно облегчились ранцы у детей, выросла успеваемость, и мы сочли, что такая форма организации учебного процесса имеет свои преимущества и является здоровьесберегающей.

Что касается учеников начальной школы, то выяснилось, что они не готовы к такой организации учебного процесса. Потому что такое погружение – длительное, однообразное – не способствует сохранению ни учебных возможностей, ни работоспособности детей в течение дня, так как это не адекватно их возрастным возможностям. Однако рациональное использование динамических пауз и физкультминуток дает прекрасный эффект, повышающий работоспособность детей, снимающий утомление и сохраняющий зрение.

2. Ирина Зырянова, заместитель директора школы № 64, г. Лесной Свердловской обл.:

– В новом СанПиН содержится явное противоречие между требованиями к расписанию занятий по физической культуре и необходимостью распределения детей в соответствии с медицинской группой. Если в школе один спортивный зал, два учителя физкультуры и четыре группы детей, а еще есть ребенок, которому положена адаптивная физическая культура, то что делать? Есть ещё вопросы к рекомендациям по количеству уроков. Например, во 2–4-х классах ограничение по пяти урокам, можно ставить шестым физическую культуру, но не менее трех раз. Проблема: как развести класс на четыре группы или параллель в определенные дни?

Марина Степанова:

– Новых требований к проведению занятий по физической культуре в санитарных правилах нет. Когда несколько лет назад ставился вопрос о трех уроках физкультуры, мы предупреждали, что школы к этому не готовы: не хватает учителей и спортзалов. Обернулось все это тем, что в одном спортзале занимались сразу два-три класса, и от этого было больше вреда, чем пользы.

В СанПиН содержатся требования не по количеству спортзалов, а по минимальным площадям залов для занятий физкультурой в зависимости от общего количества учащихся. Например, для сельской малокомплектной школы более чем достаточно одного зала, а для крупной, где 1000 учеников и больше, конечно, одного зала мало.

При строительстве новых зданий все это можно рассчитать, а если старые здания, то можно предусмотреть занятия на улице – зимой на лыжах и коньках, в теплое время года – на пришкольном участке. Некоторые школы делают пристройки к зданию для спортивных залов.

– Может, здесь как раз оптимальный выход – в сдвоенных уроках?

– Это оптимально только в случае занятий в бассейне или на лыжах, а во всех остальных случаях лучше распределить эти три урока на разные дни, чтобы у детей было больше двигательной активности в течение недели.

Современные дети катастрофически мало двигаются, и физкультура снимает эту ежедневную большую статическую нагрузку. Другое дело, что не всегда эти занятия организованы так, чтобы они приносили пользу ребенку.

3. Светлана Матвеева, директор МАОУ СОШ № 36, г. Великий Новгород:

– Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Но в новых СанПиН этой шкалы нет! Как тогда составлять расписание?

Также Светлана Матвеева и ее коллеги обращают внимание на то, что в новых СанПиН отсутствует понятие «Максимально допустимая нагрузка» и нормы нагрузки при составлении такого документа, как, например, учебный план.

Марина Степанова:

– Всё это должно быть представлено в гигиенических нормативах, которые в ближайшее время будут выпущены в дополнение к санитарным правилам.

– Следует ли ждать каких-то изменений в связи с этим?

– Эти показатели практически остались прежними, возможны уточняющие корректировки.



Новости





























































Поделиться