Что происходит? // Интервью

Новые СанПиНы: Революционных потрясений не ожидается, но к изменениям следует подготовиться


Новые СанПиНы: Революционных потрясений не ожидается, но к изменениям следует подготовиться
Иллюстрация: Яндекс.Дзен

1 января начинают действовать «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Какие изменения ждут нас в связи с вступлением в силу этого документа – к лучшему или к худшему, на какие сферы деятельности распространяются новые правила и нормы?

Об этом рассказывает Марина Степанова – главный научный сотрудник Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, принимавшая участие в разработке и обсуждении санитарных правил.

– Марина Исааковна, почему потребовалась разработка нового документа?

– Новые санитарные правила были разработаны в соответствии с Законом о «регуляторной гильотине», предполагающем ликвидацию устаревших по срокам нормативных актов и их минимизацию. Новый документ охватывает все образовательные организации от детских садов до вузов, оздоровительные организации и организации социального назначения, а также перевозки организованных детских групп. Правила собраны под одной обложкой. Такой формат санитарных правил разработан впервые.

Еще одна особенность современного санитарного законодательства: если прежние СанПиНы содержали в одном документе и санитарные правила, и гигиенические нормативы, то новое санитарное законодательство будет представлено в двух документах.

Появления второго документа – гигиенических нормативов – мы ожидаем в ближайшее время. Не сказать, что новые санитарные правила – это какая-то колоссальная революция, но появились нововведения. Например: требования к вузам, к помещениям для проведения временного досуга детей в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах и иных объектах нежилого назначения. Довольно много требований, которые содержались в большой обойме отмененных СанПиНов, в новом документе отсутствуют. Что касается школы, обновлены и дополнены сведения в части применения цифровых технологий. Так, например, в них есть запрет на использование персональных компьютеров с мониторами на электронно-лучевой трубке. Они, к сожалению, еще используются в наших школах. Очень востребованы гигиенические регламенты в отношении дистанционного обучения, но, поскольку обеспечивать условия занятий должны родители, контролировать выполнение большинства из них невозможно. Скорее всего, это будет в формате рекомендаций.

– Изменится ли продолжительность занятий за компьютером в новых нормах? Многие специалисты считают, что их надо увеличить.

– Эти сведения будут представлены в гигиенических нормативах. Есть нормы относительно того, сколько в течение дня ребёнок может использовать тот или иной гаджет. Есть нормы непрерывной длительности. Например, после 15–20 минут непрерывных занятий за компьютером надо сменить вид деятельности, переключиться, дать отдых глазам. Это не значит, что всего только 15–20 минут можно заниматься. Некоторые не очень внимательные читатели этих правил неправильно трактуют эти возрастные нормативы.

– На практике продолжительность дистанционных уроков составляет 45 минут, причем проводятся они, как правило, без динамических пауз, отсюда жалобы родителей на ухудшающееся здоровье детей в период дистанта.

– Да, дистанционное обучение, которое было развернуто в условиях форс-мажора, без предварительной подготовки, без надлежащего опыта работы учителей на фоне затянувшегося стресса, обусловленного пандемией, вызвало много жалоб и недовольства всех участников образовательного процесса. Специалисты разных направлений, в том числе и гигиенисты, разработали рекомендации по снижению рисков нарушения здоровья детей. Однако подавляющее число педагогов не воспринимает всерьёз необходимость профилактических физкультминуток, проведение зрительной гимнастики на уроках, смены деятельности детей с целью профилактики их утомления и поддержания умственной работоспособности, это не входит в их профессиональные привычки. Между тем, эффект даже таких нехитрых способов профилактики научно доказан.

– Обращает на себя внимание то, что в новых СанПиНах мобильные телефоны запрещены к использованию в образовательном процессе. Но они активно применялись в дистанционном обучении, поскольку у многих детей других гаджетов не было, и это помогло им решить проблему.

– Запрет использования мобильных телефонов связан в том числе и с тем, что на экранах этих устройств невозможно достичь тех параметров шрифтового оформления текстов, которые безопасны для детского зрения. Не следует забывать, что мобильные телефоны – это еще и источник электромагнитных излучений, в том числе и радиочастотного диапазона, далеко не безопасных для детского здоровья. Слушать информацию через телефон ещё можно, а использовать как экран для продолжительного считывания какой-то информации, конечно, недопустимо.

Прогрессирует детская близорукость – офтальмологи считают ее эпидемией.

Дистанционное обучение способствовало еще более широкому распространению наушников. А их нерациональное использование часто ведет к нарушениям слуха.

Поэтому можно критиковать, ругать санитарные правила, подвергать анафеме их авторов, но учтите: эти нормы и правила разрабатывают специалисты. И еще – санитарные правила должны прочитываться вместе с гигиеническими нормативами, которые еще проходят процедуру согласования и утверждения. Много критических замечаний и вопросов связано с отсутствием второго документа. Всем критикам, которым разработчики благодарны за внимательное прочтение документа, хочу посоветовать познакомиться с показателями школьно-обусловленных заболеваний и нарушений здоровья детей: они меняются, и довольно активно, по мере увеличения школьного стажа и, к сожалению, не в лучшую сторону.

– Кстати, кто разрабатывает СанПиНы и как проходит их обсуждение?

– Это прерогатива Роспотребнадзора, в разработке участвуют в том числе и подведомственные научные учреждения. Несколько вариантов этих проектов в течение года выставлялись на сайте для общественного обсуждения. То есть обсуждение проекта было довольно активное. Проект прошёл согласование с многочисленными заинтересованными ведомствами: Министерством просвещения и Минобрнауки, Минздравом, Минэкономразвития, Минюстом, представителями бизнеса, строительной сферы, организаторами детского отдыха и др.

– Можно ли сказать, что сейчас ужесточились требования к школьным помещениям? Ведь от каждых новых санитарных правил мы ждем подвоха.

– Я бы не сказала, что они ужесточились. Где-то, наоборот, даны какие-то послабления.

Раньше, например, не допускалось размещение раздевалок, туалетов, обеденных залов в цокольных этажах, где практически нет естественного освещения. В новых СП этого запрета нет.

Или другой пример: новые СП разрешают трансформируемые пространства для многофункционального назначения. Правда, таких школ, где это возможно, немного. В основном это школы-новостройки. Но у нас есть дошкольные учреждения, в частности в Москве, где в последние годы активно строятся здания, в которых возможно трансформировать спальню в групповую комнату и наоборот – за счет подвижной перегородки. Когда дети не спят, они могут использовать площадь спальни для игровой деятельности, а когда у них тихий час, помещение превращается в спальню.

– Роспотребнадзор в прошлом году разработал рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Эти рекомендации идут параллельно, в совокупности с новыми СП?

– Конечно, а как иначе. Ситуация с пандемией, к сожалению, пока не поменялась.

– Всегда ли выполнимы санитарные правила? Ведь они требуют наличия определенных условий, которые, в свою очередь, нуждаются в дополнительном финансировании?

– В соответствии с нашим законодательством образовательная деятельность относится к тем видам деятельности, которые представляют потенциальную опасность для человека, поэтому она подлежит лицензированию. Выполнение требований санитарных правил образовательными и другими детскими учреждениями является гарантией безопасности условий для здоровья ребенка. К сожалению, выполняются они не везде. Одна из причин – нехватка финансирования. Многие школы у нас переполнены, даже работают в три смены, здания требуют капитального ремонта, не хватает спортивных залов, есть школы с печным отоплением, уличными туалетами. Все это можно встретить не только в далекой глубинке, а, например, в Подмосковье. Согласитесь, это плохо монтируется с заботой о здоровье детей, с созданием цифровой школы XXI века.



Новости





























































Поделиться

Видео