Роль ошибок в обучении сложно переоценить. И хотя опыт нашего школьного и институтского обучения чаще всего говорит, что ошибки – это прямой путь к критике, низким оценкам, падению самооценки, тем не менее не стоит делать таких быстрых выводов. Эффективные методики обучения, в том числе и иностранным языкам, подразумевают, что ошибки неизбежны, пытаться их избежать полноценно невозможно, более того, они дают возможность осознанно приобрести новые умения и навыки. Проработав ошибки вместе с преподавателем или самостоятельно, вы получаете возможность в дальнейшем использовать те или иные слова, конструкции, грамматические или синтаксические правила не интуитивно или случайно правильно, а отдавая себе отчет – почему нужно говорить или писать именно так.
Плюс № 1. Двигатель обучения
Ваш мозг постоянно обрабатывает огромное количество информации. Ее объемы таковы, что многие процессы проходят практически в автоматическом, фоновом режиме. Но как только происходит сбой (а любая ошибка – это своего рода «сбой программы») – мозг внезапно просыпается: «Эй, мобилизуемся, внештатная ситуация!» То есть ошибка побуждает ваш мозг сосредоточиться на процессе и активно включиться на полную мощь, задействовав все резервы. Это происходит в процессе любого обучения. Ошибка – это сигнал, который заставляет ваш «процессор» сосредоточиться. Ошибки – важная часть процесса обучения. Без них ваш мозг не сможет развиваться, усложняться, формировать новые нейронные связи. Он просто будет с легкостью скользить по пути поверхностного усвоения информации, с легкостью забывая вроде бы усвоенное. Легко пришло – легко ушло.
Так что примите свои ошибки, они – двигатель обучения. То, на чем ошибся и понял, как это исправить, запоминается навсегда. К примеру, возьмем слова hardly (едва, еле-еле) и hard (усердно). Перепутав эти наречия и сказав: «He works hardly» вместо «He works hard», вы обзовете человека лентяем, вместо того чтобы назвать его усердным работником. После такого вы наверняка запомните, что есть что, и больше не ошибетесь.
Плюс № 2. Точки отсчета
Когда одного бывалого путешественника спросили о том, где ему пришлось тяжелее всего, ответ был довольно неожиданным. Не джунгли Амазонии или высокогорные утесы Тибета, а гладкие бескрайние снежные равнины полярных пустынь. И не из-за морозов, отнюдь, просто, когда до самого горизонта все одинаковое, и глазу не за что зацепиться, нет точек отсчета, невозможно концентрировать внимание, а в контексте пребывания в таких условиях многие дни это превращалось в большую проблему.
Вас как перфекциониста раздражают ошибки? Посмотрите на них как на ступеньки, когда каждая оплошность приближает вас на шаг к вашей цели, увеличивает опыт. Работает как сигнальный флажок. Показывает вам, чего не следует делать в следующий раз, и призывает попробовать новый способ, который может сработать, посмотреть на решение с иного ракурса. Чтобы в следующий раз, когда вы столкнетесь с подобной проблемой, вы начинали не с нулевой позиции, с самого начала, а уже с точки «предыдущего сохранения». Не зря говорят, что на ошибках учатся. Продолжайте, и вы найдете путь вперед. Сосредоточьтесь не на неудачах, а на прогрессе и считайте ошибки полезными. Помните, каждая ошибка – веха на пути к цели.
Плюс № 3. Двигатель креатива
Ошибки стимулируют наши творческие способности. Иногда то, что мы пытаемся сделать (например, уныло зубрить неправильные глаголы), не работает, потому что метод выбран неверный. Именно это должно побудить нас искать новое решение, мыслить нестандартно. Например, заучивать неправильные глаголы как песню в прямом смысле слова – под музыку. Без ошибок мы теряем шансы испытать творческую сторону самих себя. Ошибки заставляют нас раздвигать границы. Это один из самых эффективных способов придумать новые идеи.
Плюс № 4. В ошибке – ключ к ее преодолению
Ошибки помогают нам лучше понять самих себя и то, как сделать обучение языку более эффективным. А почему я никак не могу запомнить, как переводится это слово? Что мне мешает не путать порядок слов в вопросительном предложении? Стоит сесть, успокоиться, перестать заниматься самоедством и сосредоточиться. А потом выясняется, что ребенок не может запомнить, что building – это здание, потому что неумная учительница эмоционально подкрепляла словом «балда» все ошибочные ответы. Нет, без шуток, реальная история!
Мы учимся на собственных ошибках. Преодолевая свои недостатки, мы становимся сильнее, поскольку узнаем свои сильные и слабые стороны. Нам было бы не так легко понять самих себя, не совершай мы индивидуальные ошибки.
Плюс № 5. Ошибки придают храбрости
Боязнь неудачи – одна из самых тормозящих обучение вещей. Но мы становимся сильнее каждый раз, когда признаем ошибки и в следующий раз стараемся преодолеть их. Не ошибается тот, кто ничего не делает, и тогда вся его жизнь превращается в унылую ошибку. Мы приходим к пониманию того, что быть сильным – значит признать свои ошибки и расти на них.
Плюс № 6. «И опыт, сын ошибок трудных»
Да, изучение иностранного языка – долгий и подверженный ошибкам процесс, процесс приобретения нового опыта. Сначала вы делаете много оплошностей, затем все меньше и меньше, пока не избавитесь от них. В какой-то части обучения это сделать проще, например, чтение и перевод. Если вы можете запомнить и понять предложение на иностранном языке, вы можете повторить его без ошибок. Если вы запомните два правильных предложения, вы можете преобразовать их и объединить в еще одно правильное предложение. Здесь немного места для совершения промахов.
Если вы только начинаете писать или говорить на иностранном языке, возможно, вам понадобится секунд 30, чтобы написать каждое предложение, вы будете вносить много правок. Или, если вы говорите вслух, то поначалу будете запинаться и начинать заново. Причина в том, что на то, чтобы вспомнить все, может уйти много времени, особенно если слова или правила грамматики еще не прочно прописались в вашей активной памяти. Если вы будете внимательны и постоянно контролировать, ошибок будет все меньше и меньше.
Есть область изучения иностранного языка, где сложнее всего преодолевать ошибки, где приходится напрягаться сильнее всего. И где знание правильного пути не трансформируется сразу в «правильное делание». Это произношение. Вы можете часами слушать, как носитель произносит слово, и при этом не можете точно его повторить. Фактически обучение произношению звуков нового языка очень похоже на обучение ходьбе или плаванию. Вам нужно тренировать не только слух, но и речевые мышцы, чтобы они реагировали определенным образом, а это непросто и не делается сразу, ваш мозг и мышцы должны привыкнуть к новым движениям. Этот процесс требует времени и предполагает ошибки.
Любая ошибка при обучении – это не повод для уничижительной критики в свой адрес, а лишь один из инструментов обучения. Как только вы начнете таким образом воспринимать ситуацию, поверьте – и сам процесс обучения пойдет значительно более эффективно.