11 мая Владимир Путин сообщил, что для социальных и педагогических работников предусмотрены выплаты в размере 25 тысяч рублей, а если они работают с зараженными – 35 тысяч рублей. Специальная федеральная доплата будет установлена для соцработников с 15 апреля по 15 июля. Мы попросили прокомментировать заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Наталью Шадрину.
Единовременные выплаты педагогам – хорошая мера, но одноразовые вливания не изменят ситуацию в системе образования. Да, учителя стали заложниками системных ошибок проектов информатизации системы образования: финансирование было существенным, но результатов недостаточно, как оказалось.
Проекты, которые на протяжении 15 лет развивали цифру в системе образования, не смогли в достаточной мере подготовить российские школы к тому, с чем им пришлось столкнуться сейчас. Формально отчетная история проектов – одно, фактическое применение инструментов в деятельности – другое.
Программы переподготовки и повышения квалификации учителей ожидаемого эффекта не дали, поэтому масса сложностей и трудозатрат учителя возникает тогда, когда они начинают осваивать технологию дистанта, да и вообще осваивать компетенции, необходимые для работы в режиме онлайн, так как это требует совершенно других подходов, других форматов, хотя денег на эти цели было израсходовано немало.
Есть риск, что одноразовые выплаты снимут социальное напряжение в среде учителей на какой-то период, но задачи так и не будут решены.
Необходимо провести работу над ошибками, понять, почему эффективность работы в сети низкая? Почему учителя переносят традиционный урок в онлайн, хотя очевидно, что здесь нужен другой способ деятельности? Почему система оплаты труда не позволяет оплачивать все трудозатраты учителя, чтобы это не было разовой акцией?
Иначе можем не увидеть главного и откатиться назад. Полагаю, что возникший кризис – это в том числе момент глубокого анализа, переосмысления роли учителя и в целом системы образования.