«Дети Вышки» // Интервью

Из Лицея в Вышку: история одного проекта

  • 30 апреля 2020
  • 1000

Из Лицея в Вышку: история одного проекта
Фото: pp.userapi.com

Создание успешного медиапроекта – задача не из простых. Тем более если ты только учишься в бакалавриате. «Дети Вышки» решили узнать секрет того, как в студенческие годы создать нечто свое, уникальное в медиа. И потому взяли интервью у одного из выпускников Лицея ВШЭ Федора Тормосова, ныне студента журфака Вышки и главного редактора медиапроекта «Штопор».

Лицей Вышки то место, где возможности учеников не ограничены практически ничем: они уже в 10-м классе могут работать над собственными проектами, пишут статьи в своих собственных редакциях, снимают фильмы, ставят спектакли, проводят фестивали и благотворительные маркеты и по максимуму используют свой потенциал. Но что ждет лицеистов дальше, после выпуска?

«Детям Вышки» как части большой университетской семьи стало особенно интересно узнать у одного из выпускников, уже успевшего получить признание в «большой» Вышке, о зарождении его идеи, трудностях, с которыми он столкнулся во время ее реализации. И главное – как создать свой успешный проект где-то там, вне стен второго дома? Рассказываем поэтапно, проектно, как учит нас «Штопор».

– Расскажи немного о себе. Чем ты занимался в Лицее вне уроков? Участвовал ли в каких-то проектах?

– Моя проектная деятельность начиналась с YouTube-канала о гаджетах. В целом блогинг помогает развивать навыки, которые напрямую не связаны с видео: это и базовое понимание этики деловой переписки, и тот же пресловутый тайм-менеджмент. В Лицее возник уже более серьезный проект – редакция, которая писала о молодежной культуре – журнал Lyc.Media на платформе Les.Media. Это был мой первый опыт работы над проектом в большой команде в качестве руководителя.

– Ты главный редактор и один из основателей «Штопора», верно? Как возникла идея его создания?

– Идея создания «Штопора» пришла после лицейского мероприятия «Исповедь». Мы пригласили 13 лицеистов, которые уже реализовали свой выпускной проект [каждый ученик Лицея ВШЭ в 10–11-х классах обязан создать и защитить свой проект или исследование. – Прим. ред.], рассказать об этом со сцены перед другими учениками Лицея. И об удачных моментах, и о своих провалах. Они поделились своим опытом с теми, кому эта работа только предстояла. Это были достаточно узкие кейсы, направленные на Лицей. Мы получили невероятно положительный фидбэк и решили перенести проект в Вышку. Но «большая» Вышка слишком велика для подобного рода проектов – нет «хедлайнеров», которых знают абсолютно все, поэтому мы решили переупаковать идею в формат медиа – и создали свое медиа о проектах.

– Для кого «Штопор» и о чём он?

Ключевая гипотеза «Штопора» – все студенческие проекты имеют одинаковую этапность реализации. К сожалению, не все студенты, которые занимаются проектной деятельностью, детально представляют себе этапы работы над проектами. Так, в первую очередь «Штопор» создан для студентов.

Наполнение «Штопора» – узкие кейсы. Только если кейс раздроблен на этапы, он может быть транслируем. Так, например, очень сложно как-то переложить на свой проект идею «Вестей образования». Но можно сфокусироваться на работе редакции, разобрав ее работу по пунктам, и тогда этот узкий кейс может быть полезен не только медийщикам, но и, скажем, организаторам, которые распределяют роли в команде.

– Почему «Штопор» сфокусирован именно на проектном мышлении? Как вы определили, что эта тема будет актуальна для читателей?

– Проектное мышление – это достаточно широкий термин, который подразумевает способность человека рассматривать любую деятельность как проект.

Так, например, к путешествию можно подходить как к проекту: заранее поставить цель, определить ресурсы, сроки, спрогнозировать результат. Такой подход сильно упрощает жизнь, так что проектное мышление – это не только про проекты.

– С какими трудностями вы столкнулись в начале работы?

– Ключевая трудность – это, конечно, формирование команды. Чаще всего талантливые ребята либо уже вовлечены в массу проектов, либо делают что-то свое. Нам проще всего было собрать лицеистов-выпускников и уже вокруг них формировать основную команду. Мы сразу решили пойти по пути обучения ребят: иногда мы проводим закрытые встречи с профессионалами из медиасферы. В будущем планируем делать еще больший упор на тимбилдинговые мероприятия, это крайне важно для формирования команды, как мне кажется. При этом наш подход к поиску команды сильно отличается от большинства студенческих организаций. Мы не набирали людей заново, как это делает, например, The Vyshka [студенческое СМИ НИУ ВШЭ о возможностях университета и жизни за его пределами. – Прим. ред.] и в ближайшее время не планируем. Не могу сказать, что этот подход чем-то лучше или хуже. Просто мне проще понимать, что у нас есть 10 человек, которые делают по два материала в месяц, чем 30 человек, которые делают по одному материалу раз в полгода.

– Чем именно ты сейчас занимаешься в «Штопоре»?

– «Штопор» – это издание-стартап. Не могу сказать, что у меня есть четко определенный круг обязанностей. Что уж там, мало у кого из команды он есть. Сегодня ты пишешь лонгрид, а завтра – текст для рекламного 10-секундного ролика о «Штопоре» в истории Instagram. Наверное, моя ключевая задача сейчас – PR и продвижение в широком смысле. То есть я занимаюсь всей работой с внешней аудиторией, установлением партнерских отношений (такими интервью, как это, например). Всеми внутренними делами занимается основатель и, как мы это называем, продюсер «Штопора» – Александра Атрашкина. Она следит за процессами внутри команды: смотрит, в каком отделе что происходит, работает с новыми авторами. Но иногда мы резко меняемся, когда понимаем, что на определенном микроэтапе сделали все, что могли, «подвыгорели», если хотите.

– Есть ли уже отклик читателей, отзывы? Видишь ли ты первые результаты вашей работы?

Самое ценное для меня – отклик от профессионалов. Нам говорят, что медиа, которое мы делаем, может быть полезно. Такое дружеское «похлопывание по плечу» от коллег я очень ценю. К тому же у нас неплохая статистика, 2000 человек в месяц на сайте и больше 300 подписчиков в группе за пару месяцев для той темы, в которой мы находимся – это хорошие показатели.

– Для чего нужны школьные и студенческие медиа? Почему недостаточно «взрослых» СМИ и проектов?

– Могу выделить две основные причины. Первый ответ очевиден – студентам интересно читать студентов. У нас одни и те же проблемы, одни запросы, мы говорим на одном языке.

Второе – я рассматриваю любой проект как возможность развить свои навыки в той или иной области. Надеюсь, что большинство ребят из нашей команды тоже. Так, студенческие медиа – это возможность для нас прокачать свои компетенции.

– Какие планы у «Штопора» на будущее?

– Если говорить про ближайшие планы, то наша основная задача – развитие сообщества ВКонтакте. Мы придумали много форматов, сейчас собираем мини-SMM команду, чтобы начать их реализовывать. План на ближайшие месяцы – это наращивание аудитории. В этом смысле ключевая задача – поиск смежных ниш, наработка собственного стиля и позиционирования, всяческие эксперименты с форматами.

Если говорить про более долгосрочные планы, то мы думаем о выходе в офлайн.

Наша цель – рассказать о том, что проектный взгляд на мир упрощает не только профессиональную, но и обыденную жизнь. Мне кажется, офлайн-встречи хорошо подходят для этого.

– Как попасть в вашу команду? Могут ли попасть в «Штопор» люди не из Вышки?

– Попасть в команду просто – написать нам на почту fedor@tormosov.ru, прикрепить резюме или немного рассказать о себе. Определиться, чем вы хотите заниматься, и выполнить тестовое задание. Мы с удовольствием берём ребят не из Вышки. Так, координатор дизайн-отдела у нас – студентка РАНХиГС.

Виктория Тимошева



Новости





























































Поделиться