Дистанционное обучение // Колонка

Юлия Варламова: «Не бойтесь спрашивать совета у своих учеников: они иногда знают больше, чем педагоги!»


Юлия Варламова: «Не бойтесь спрашивать совета у своих учеников: они иногда знают больше, чем педагоги!»
Фото: szcge.by

Юлия Варламова – заместитель директора по научно-методической работе, учитель английского языка школы «Гармония» в Ижевске. Эта школа интересна тем, что дистанционное обучение здесь практикуется с 2010 года. Поводом стал карантин по ОРВИ, когда учителям сказали: «Сколько дней вы пропускаете в феврале, столько вы отрабатываете в июне». Тогда педагоги задумались о переходе на онлайн-обучение: стали налаживать инфраструктуру, организовали курсы повышения квалификации. Родители тоже отнеслись с пониманием к нововведению и постарались обеспечить детям необходимые условия для учебы дома: закупили компьютеры, провели интернет. Для тех учеников, у которых нет гаджетов, в гимназии действует прокатный пункт.

Так, в течение 10 лет система дистанта выстраивалась в «Гармонии» постепенно, по кирпичику, методом проб и ошибок. Педагоги разработали свой авторский контент, открыли собственные сайты и теперь успешно работают на платформе Moodle.

Но если до пандемии дистанционное обучение практиковалось здесь один день в неделю, то теперь на постоянной основе, и единственная трудность, которую испытывают сегодня учителя и дети – это недостаток живого общения. Мы попросили Юлию Варламову поделиться опытом организации удаленного обучения.

– Начинать вводить онлайн-формат лучше с асинхронного обучения, то есть когда ребенок заходит на сайт в удобное для него время и выполняет задания, предложенные учителем. Этот вариант подойдет на первое время для тех педагогов, кто никогда не работал в дистанте. Сегодня можно воспользоваться огромным количеством бесплатных цифровых ресурсов, выбрать бесплатную образовательную платформу, если пока в школе нет своей. Обязательно продумать, как установить обратную связь с учениками: либо через электронный журнал, либо через электронную почту или другие варианты. Не бойтесь спрашивать совета у своих школьников: они иногда знают больше, чем педагоги!

Далее следует постепенно вводить синхронное обучение – видеоконференц-связь, когда учитель и ученики видят друг друга и могут общаться. Урок в синхронном режиме должен быть короче по времени, чем урок очный, поэтому методически он будет отличаться и учителю нужно продумать урок так, чтобы самое важное прозвучало на уроке в зависимости от цели, чтобы школьники получили необходимую информацию от учителя, а учитель прояснил для себя картину, всё ли понятно ученикам, либо это могут быть уроки-дискуссии, уроки-защиты проектов, совместные творческие дела.

Такое сочетание – смешанное обучение – представляется нам наиболее удачным. Если только проводить видеоконференции или только выполнять задания асинхронно, это быстро надоедает, и ученики теряют мотивацию.

В целом наша задача сейчас – не «потерять» наших школьников, мы должны сделать всё, чтобы в нестабильное, неоднозначное время мы не отбили у школьников желания учиться, приходить в школу с радостью. Для этого в некоторые дни мы практикуем творческие задания для души – снимаем ролики, флешмобы, ребята разрабатывают совместные проекты дистанционно, поём хором или мастерим что-то вместе.

Дистанционное обучение сегодня ярко демонстрирует и пробелы, и успехи того, насколько наши школьники готовы обучаться в таком режиме, насколько у них сформированы навыки самостоятельности.

Если школы до карантина уделяли этому внимание: предоставляли возможность выбора, учили брать ответственность и создавали определённые условия для проявления любознательности, поддерживали инициативы, то сейчас этим ребятам легче.

Поскольку наша школа организует удаленное обучение с 2010 года , то у нас сложились свои традиции.

.Каждый февраль проходит творческая дистанционная неделя, где ученики с 5 по 10 классы занимаются междисциплинарными учебными проектами - такими, как "Парковые уроки", "Музейные уроки". Ребята посещают различные места в городе, узнают о них информацию и затем выполняют нестандартные задания онлайн в сотрудничестве друг с другом. В очном режиме обучения педагоги практикуют модель "Перевернутый класс", когда дети дома по предложенным материалам либо по тем, которые найдут сами, изучают теорию, а в классе уже выполняют практические задания. Это позволяет также формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности. Помимо этого, с возрастом растёт доля самостоятельной работы, начиная от часа самоподготовки в начальной школе до выполнения научно-практической работы, проекта или стартапа в средних и старших классах. Эти практики в сегодняшнее нестабильное время помогли нашим ученикам проявить свои навыки организации рабочего дня, использования различных источников, онлайн- инструментов и приложений, а также самостоятельного усвоения материала. Сегодня учителя, помимо обязательного содержания, предлагают ученикам задания на выбор для дополнительного изучения сверх программы с целью развития познавательной активности.

Сейчас в дистанционном режиме продолжает работу Школа Телерадио-мастерства , где желающие с 1-11 классы готовят выпуски новостей и репортажей о том, что их интересует и волнует. Сейчас как никогда взрослым важно слышать, чем живут, о чём думают наши ученики!

Безусловно, образование с использованием ИКТ после пандемии выйдет на другой уровень и школы продолжат развивать эту параллельную систему обучения, учителя продолжат осваивать и интегрировать онлайн-инструменты в свои практики. В этом мире всё больше неопределенности, и теперь нужно уметь в любой момент быстро реагировать на вызовы. Совершенно точно, что после самоизоляционного периода мы вернемся в школу другими. Мы переоценим многое, возможно, даже будем учить по-другому. Мы будем вкладывать другие смыслы и ценить возможность общения и возможность встретиться очно!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube