«Дети Вышки» // Статья

Экзамены будущего: что такое прокторинг и зачем нам Examus

  • 29 апреля 2020
  • 700

Экзамены будущего: что такое прокторинг и зачем нам Examus
Фото: talks.by

Мир меняется, и мы вынуждены подстраиваться под его ритмы. Мировое сообщество столкнулось с по-настоящему страшной проблемой – коронавирусом, который разрушил все наши планы.

В этом году Высшей Школе Экономики (НИУ ВШЭ) пришлось справиться с серьезными испытаниями: отменились мероприятия, которые планировались заранее; вся жизнь университета перешла в онлайн-формат; студенты и преподаватели оказались на самоизоляции, что не могло не повлиять на продуктивность обучения; а многие программы мобильности временно приостановили свою работу.

Не обошли стороной проблемы и Лицей НИУ ВШЭ.

Весной администрацией Лицея было принято решение провести вступительные экзамены в абсолютно новом формате – онлайн. Поддержкой в проведении экзамена стала система прокторинга Examus, которая позволяет не только подтвердить личность сдающего, но и обеспечить чистоту проведения экзамена.

Как же прошли первые онлайн-вступительные? Справилась ли платформа с возложенной на неё задачей? Об этом рассказал директор Лицея ВШЭ Дмитрий Фишбейн.

– Дмитрий Ефимович, как Лицей принял решение провести вступительные испытания онлайн и почему экзамены не перенесли на более поздний срок? Рассматривались ли иные варианты проведения вступительных?

– В Правилах приема в Лицей обозначено, что вступительные экзамены в 10-й класс проходят в апреле, а в 9-й класс – в мае. И когда сложилась ситуация, которую мы сейчас все наблюдаем в контексте режима самоизоляции, стало понятно: вступительные испытания в очном формате провести будет невозможно. Могу сказать, что принятое решение о дистанционном формате было взвешенным и осознанным. Во-первых, по нашим прогнозам, возможности провести очные вступительные испытания в апреле и в мае не представлялось. Кроме того, если мы говорим про поступающих в 10-й класс, в июне ребята сдают государственную итоговую аттестацию в формате ОГЭ, и здесь образуется пересечение двух экзаменационных форматов. Мы понимаем, что поступление в 10-й класс, когда нужно сдавать не только первую часть комплексного теста, но еще и профильные предметы, чересчур энергозатратно для абитуриентов. Еще один момент – перенос вступительных испытаний на июль или август невозможен в силу того, что проектирование нового учебного года в Лицее возможно только после того, как поступившие в 10-й класс выбрали индивидуальный учебный план. Без этой информации сформировать расписание, распределить нагрузку преподавателей невозможно. Если в июле, предположим, провести вступительные испытания, а в августе поступившие выберут траекторию обучения, времени на подготовку всех необходимых элементов для начала учебного года к сентябрю не будет.

– Была ли реакция со стороны абитуриентов и родителей на перевод вступительных в онлайн-формат?

– Реакция, несомненно, была. В основном это была реакция тревожная и вполне объяснимая, потому что формат новый, сопряженный с определенными техническими аспектами.

Потому тревога в основном была по двум аспектам: техническому и связанному с обеспечением равных возможностей поступления для абитуриентов.

Хочу отметить еще один аспект: некоторые родители обозначали, что этот формат имеет определенные плюсы для ребят из других городов. Раньше они вынуждены были приезжать на один-два дня в Москву, теперь такой необходимости нет, и они могут пройти вступительные испытания в Лицей из дома.

– Вопрос по поводу того, что не у всех участников вступительных могут быть дома микрофон и веб-камера. Кто-то, например, не может быть онлайн в день экзамена из-за условий, в которых он оказался в карантин. Что делать в таком случае и как тогда принять участие во вступительных, если это вообще возможно?

– Вопрос действительно важный. Так как об изменении вступительных испытаний мы объявили за определенное время до самих вступительных испытаний, мы предполагали, что семьи смогут обеспечить абитуриента всем необходимым для сдачи экзамена. В том случае, если ребенок и его родители обращались к нам с тем, что в назначенный день они не могут обеспечить технические возможности, мы принимали такие заявки и переносили вступительные испытания для этих ребят на резервные дни.

– Какие выявили плюсы и минусы работы в онлайн-формате вступительных на сегодняшний день? И что все-таки перевешивает: плюсы или минусы?

– Я бы сказал, что о плюсах или минусах говорить пока сложно, мы находимся в процессе.

Я бы отметил следующее: во-первых, хотел бы обратиться ко всем – и к абитуриентам, и лицеистам, и к родителям – с тем, чтобы снизить эмоциональный накал именно в оценках этого формата, потому что, с нашей точки зрения, некие взвешенные оценки могут даваться только после анализа данных.

Например, если мы, закончив вступительные испытания в 10-й класс, увидим, что в тех же самых параметрах контрольных цифр приема конкурс на определенное направление обучения сильно изменился, это будет знаком того, что формат вступительных испытаний повлиял на полученные результаты. Несомненно, на результаты могут влиять и другие факторы, например, качество когорты поступающих, но выводы, по-моему, можно будет сделать.

Также стало понятно, что онлайн-формат – значительно более трудозатратный процесс для всех. По нашим оценкам, уровень взаимодействия приемной комиссии с абитуриентами и родителями возрос на порядок.

Явно видно, что проведение вступительных в онлайн-формате требует другого построения процесса и подготовки.

Я бы отметил также тот самый «нерв», который есть у многих – списывание и потенциально неравные условия. Вы знаете, честно говоря, сам факт того, что какая-то часть абитуриентов и родителей уверены в том, что другие пойдут на всяческие ухищрения, чтобы списать, сам по себе грустный для меня факт.

Если это действительно так (не по моему мнению, фиксирую!), то жаль, что какое-то количество ребят пытается всеми способами поступить в Лицей. Ведь тут надо учиться. И тут сложно учиться! И поэтому мне кажется, что это совсем неразумный способ поступления в Лицей.

С другой стороны, здесь бы я хотел заверить, что у меня есть большая уверенность: технологическая рамка в контексте системы прокторинга, которая позволяет отсмотреть после вступительных испытаний видеозапись вступительных испытаний, точно позволит обеспечить ситуацию, когда будут аннулированы результаты нарушителей правил проведения вступительных испытаний.

– В течение какого времени будут обрабатываться результаты?

– Ситуация выглядит следующим образом: у нас есть некая конечная точка, зафиксированная в правилах приема (30 мая), когда должен быть опубликован список рекомендованных к зачислению. До этого момента, во-первых, должен пройти резервный день и проверены все работы, а также отсмотрены видеозаписи вступительных испытаний. Также будет реализована процедура, которая в прежнем, очном формате называлась «показ работ», когда абитуриент и родитель могли прийти в определенный день и получить консультацию по отношению выставленных баллов. Сейчас эта процедура должна измениться, и мы уже подготовили положение об изменении этой процедуры. На этом этапе результаты также могут скорректироваться, если вдруг будут технические ошибки.

Мы планируем, что до 12 мая все абитуриенты, поступающие в 10-й класс, увидят свои результаты в личных кабинетах. По результатам они могут подать заявку на процедуру разъяснения обоснованности результатов, пройти ее и к 30 мая увидеть или не увидеть себя в списке рекомендованных к зачислению.

– Возможно ли, что подобная практика проведения вступительных будет использоваться и в будущем?

– Конечно, опыт, который мы приобрели в этот раз, и еще будем явно приобретать в этом вот учебном году, может повлиять на проведение вступительных испытаний в будущем. Сейчас, например, появляется формат, когда можно провести индивидуальные собеседования. Мы провели его дистанционно впервые в этом году. И в целом реализация нам понравилась! Раньше в очном режиме мы понимали, что для трех тысяч абитуриентов такое сделать просто невозможно. Сейчас же отстроенная система таких коротких 15-минутных собеседований прошла апробацию и работает.

Я не удивлюсь, если в следующем году возможны варианты какого-то дополнения к вступительным испытаниям в отношении, например, индивидуальных собеседований. Или наоборот: для всего количества абитуриентов, которые подали заявки в Лицей, будут проведены дистанционные предметные испытания, а затем для части поступающих – второй тур, очный, в контексте других форматов, что позволит усовершенствовать процедуру вступительных.

С моей точки зрения, несомненно, этот опыт освоения новых технологий может и должен положительно повлиять на рост эффективности процедур.
Нельзя не обратить внимание на мнение тех, кто в этом экзамене участвовал, а именно – абитуриентов. Своими впечатлениями о дистанционных экзаменах по ту сторону экрана поделилась абитуриентка Лицея НИУ ВШЭ Екатерина Субботина:

– Вступительный экзамен проходит в онлайн-режиме при использовании программы прокторинга. Для начала требуется пройти проверку, чтобы убедиться в том, что компьютер имеет все технические возможности для подключения к нему программы Examus. После ты начинаешь решать тест.

При изучении подключения к программе прокторинга сразу начали возникать небольшие технические трудности. В основном проблемы были с подключением камеры. Так же во время проведения самого экзамена иногда требовалось перезагрузить страницу, опять же из-за сбоя подключения камеры, а это отнимало время от экзамена.

Честно, новость о том, что вступительный экзамен будет проходить онлайн, меня не сильно порадовала. Если не брать во внимание все технические трудности, то формат очного экзамена мне больше по душе. С бумажным вариантом (лично мне) проще работать, в заданиях можно делать пометки, а глаза не устают от непрерывного смотрения в монитор.

Так же, сидя под камерой, чувствуешь напряжение и страх, что что-то пойдет не так (например, отключение электричества, потеря сигнала, технические работы у провайдера и т.д.). Я была бы рада, если бы экзамены просто перенесли на некоторое время, хотя из-за сложившейся ситуации в стране понятно, что трудно предугадать, когда это будет возможно. Это был интересный опыт, но я бы предпочла обучаться и сдавать экзамены только в очной форме.

Боюсь представить, сколько технических трудностей возникнет, если ОГЭ и ЕГЭ решат проводить в такой форме! В конце концов не стоит забывать, что у некоторых детей нет компьютера, а кому-то придется озаботиться поиском камеры и много других нюансов.
Рассказать об участии в онлайн-вступительных смог еще один абитуриент – Егор Лимонов, который объяснил, почему эти экзамены дались ему труднее очных:

– В общем экзамены прошли нормально, но единственный недостаток – постоянное волнение, что любой взгляд в сторону могут засчитать за попытку списывания, поэтому постоянно приходится контролировать свои глаза, и это довольно сильно отвлекало (тем более если учитывать, что у меня привычка смотреть куда-нибудь в сторону, когда я думаю).

Я считаю, что сдавать экзамены онлайн труднее, потому что, как я говорил, приходится внимательнее следить за собой, чтобы не было никаких поводов заподозрить в списывании, чего не требуется делать при сдачи экзаменов в очном формате. Более того, у многих возникали технические проблемы (мне повезло, у меня таковых не было), и этот факт добавлял волнения при выполнении заданий.

В целом я считаю, что такой формат экзаменов допустим в нынешней ситуации, но он имеет некоторые сложности:

  1. Требуется достаточное техническое оснащение, которым могут не обладать многие выпускники (нет компьютера или ноутбука, плохая связь и т.д.).
  2. Система (будем откровенны) не идеальна, и я опасаюсь, что она не сможет обнаружить всех, кто попытается ее обойти, но при этом заподозрит в списывании тех, кто пишет честно.
  3. Из этого можно сделать вывод, что проведение ОГЭ и ЕГЭ в таком формате нежелательно.

Одни абитуриенты нервничают, столкнувшись со своеобразной камерой слежения у монитора, другие страшатся того, что не все учащиеся сдавали экзамены честно. Вдруг кому-то удалось обойти систему и списать? Возможно ли это? Напомним вам, что написано на сайте компании: «Экзамус разработал технологию, которая анализирует поведение пользователей любых онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций».

Контроль внимания и вовлеченности, распознавание эмоций, анализ поведения – то, на чем специализируется платформа. Может быть, потенциально нечестным абитуриентам стоит сдаться уже сейчас, прежде чем система распознает их актерскую игру?

Новые форматы встраиваются в нашу повседневную жизнь, но готовы ли технологии прокторинга и онлайн-тестирования к массовому проведению экзаменов уже этим летом, в период государственных экзаменов по всей стране? Вопрос неоднозначный.

Никто не может предсказать, какие перемены в системе образования ждут нас через год. Но будем надеяться, что экзамены онлайн мы будем сдавать уже не вынужденно, а по желанию.

Виктория Тимошева



Новости





























































Поделиться