На сайте www.regulation.gov.ru. начато обсуждение поправок к Уставу РАО, связанных с организацией Попечительского совета РАО, существовавшего и прежде, но, согласно указу президента Российской Федерации, получающего новый статус. В связи с этим появились поправки к Уставу Российской академии образования.
Мы попросили прокомментировать их одного из авторитетнейших ученых и деятелей образования, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Цирульникова.
– Что ж, это тот редкий случай, когда, чтобы не наделать бед, требуется известное крючкотворство, бюрократическая изворотливость.
Наши предложения по поправкам к Уставу Российской академии образования сводятся к следующему.
Будем исходить из того, что Попечительский совет – это не организация, диктующая профессиональному научному сообществу, отдельным ученым-академикам, педагогам, психологам, деятелям культуры, чем и каким образом им заниматься. По своему характеру, составу, да просто научному авторитету Попечительский совет не может контролировать результаты научных исследований и разработок – это дело профессионалов, независимых экспертов, общественных институтов, самого профессионального сообщества. Если исходить из традиций в том числе отечественного, дореволюционного попечительства, главное его дело – заботиться об опекаемом, и прежде всего об обустройстве благоприятных условий для его жизни и деятельности. Неважно, что это – школа ли, университет или научная лаборатория. При этом, если это государственная организация, а не частная лавочка, она и так имеет госбюджет, до которого попечителям дела нет.
Поэтому было бы разумно вписать в Устав РАО положение, согласно которому основная функция и связанные с ней полномочия Попечительского совета состоят в поиске и обеспечении внебюджетных средств для реализации актуальных научно-исследовательских программ и проектов.
За это, и именно только за это, нужно будет благодарить или критически оценивать деятельность Попечительского совета и его председателя. Ничего более от Попечительского совета не требуется. Вмешательство в дела, которыми занимаются научные и педагогические авторитеты, людям благовоспитанным противно натуре. Это унизит и деятелей науки, и попечителей о ее благополучии.
В этой связи считаем необходимым исключить в предлагаемых поправках дополнения, связанные со словами «по согласованию с попечительским советом Академии» или «советом и его председателем». Это пункты: 21, 26, 29, 35, 39 (подпункт в, г, д), 41, 42.
Нужно освободить Попечительский совет от очевидно навязываемой ему (трудно представить, что сам председатель это и придумал), несвойственной его природе – научной, научно-организационной и, полагаем, финансово-хозяйственной деятельности в части бюджета, согласования с Попечительским советом научных отчетов Академии, приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, направлений поисковых исследований и разработок, научных направлений (специальностей и прочего, сформулированного в поправках к Уставу, пункт 42(1).
Предлагаем также снять положения пунктов 42(2) – 42(5) в части контроля Попечительского совета за соблюдением Устава РАО должностными лицами Академии – это опять-таки не дело попечителей.
Сомневаемся, что деятельность Попечительского совета и работу аппарата его председателя должно обеспечивать Управление делами РАО (п. 42(5)). На эту функцию Попечительскому совету, согласно Указу президента РФ, определено, полагаем, правительственное финансирование.
Сомнительна поправка к пункту 41 Устава о том, что «вопросы для обсуждения на общем собрании членов Академии вносятся в президиум членами Академии или председателем Попечительского совета». Почему «или»? Вообще дополнение надо снять. Почему председатель Попечительского совета должен определять содержание общего собрания Академии? Немыслимая нагрузка на ум.
Предлагаем также снять в этих пунктах выражение «обязательные для выполнения работниками Академии» – не с этого, ох, не с этого командного тона начинать бы работу с учеными.
Напротив, из уважения к науке следовало бы добавить в пункт 42(1), в положениеоб утверждении состава Попечительского совета правительством Российской Федерации, слова «по согласованию с Российской академией образования».
Теперь главное. Мы считаем, надо исключить положение о полномочиях председателя Попечительского совета, связанных с представлением в лице совета и председателя Российской академии образования «в отношениях с государственными органами власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями». Неужели РАО в составе ее известнейших институтов и кафедр, именитых академиков и членов-корреспондентов, государственных и общественных деятелей – столь беспомощное, неавторитетное сообщество, что не способно самостоятельно представлять себя в обществе и государстве?
В целом в предлагаемой редакции вводится очень странное двоевластие: ведь практически всеми функциями Попечительского совета, согласно Уставу, наделен и президент Академии.
И последнее.
Пункт 53 в новой редакции звучит следующим образом. «В случае, если правительство Российской Федерации принимает решение о неутверждении в должности президента Академии, избранного общим собранием членов Академии, либо в случае досрочного прекращения президентом Академии своих полномочий, полномочия президента Академии осуществляет назначенный правительством Российской Федерации исполняющий обязанности президента Академии».
Считаем, здесь ни в коем случае нельзя ставить точку. Надо добавить то, что было записано в прежней редакции Устава – «из числа академиков – вице-президентов Академии».
А лучше – «избранный из числа академиков на общем собрании РАО путем всеобщего тайного голосования».
Не так уж страшно – вначале провести свободное волеизъявление членов Академии, а потом утвердить (или не утвердить) решением правительства. Гораздо хуже, если неопределенность даст возможность пролезть в и.о. президента человеку, к науке имеющему отдаленное отношение, одиозной фигуре или того хуже.
Мы уверены, что эти и другие «поправки к поправкам» в уставе Российской академии образования надо сделать сегодня же.
И проголосовать за них всем членам Академии онлайн.
В том числе для того, чтобы в условиях эпидемии предохранить науку от влияния на нее инфекционных бизнес-интересов одной известной книгоиздательской корпорации.
Общее собрание РАО является серьезным фильтром, не допускающим претендентов, которые дискредитировали себя в научной, профессиональной и личностной сфере.