Социологическое исследование «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей» проведено в конце марта – начале апреля лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке Общероссийского профсоюза образования, управления общего образования НИУ ВШЭ, ИД «Комсомольская правда», интернет-издания для директоров школ «Директория.Онлайн» и в сотрудничестве с Институтом образования НИУ ВШЭ.
Исследователи опросили 22 600 учителей из 73 регионов страны. «Мы хотели выявить основные трудности, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат обучения, – рассказывает руководитель исследовательской группы, заместитель заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» Дарья Сапрыкина.
Ситуация оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.
64% опрошенных учителей до перехода на дистанционное обучение пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени. В основном для отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий.
В период перехода школ на дистанционное обучение доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%. 74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими в своей работе и в будущем.
Наиболее популярными платформами, которые сегодня используются школами, названы Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс.Учебник. Причем, Учи.ру – чаще используют в небольших городах и в сельской местности. А РЭШ – в городах-миллионниках. При этом чаще всего учителя сами подбирают удобную для себя и учеников онлайн-платформу. Либо же централизованно выбирают одну или несколько платформ всей школой.
Учителя, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами, которые есть у учеников. Один из педагогов рассказал, что у большинства детей в его классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих. Отсутствует необходимая техника и у некоторых учителей.
Те же, кто регулярно ведет дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют сложность в подключении всех детей к видеотрансляции, перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки, отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.
Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в городах с населением 250 тыс. человек.
В зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.
Наиболее продвинутым регионом, судя по данным опроса, оказалась Республика Саха (Якутия). Здесь показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем по другим регионах страны. В Якутии 61% учителей проводят видеоуроки. При этом средний показатель по России 25%.
84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей.
В первую очередь это связано с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. А во вторую, с тем, что далеко не все из них знают или умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы. Например, 13% учителей не знают, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов. 75% опрошенных учителей вообще не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения.
Многие учителя говорят о том, что пользуются онлайн-ресурсами. Но при этом далеко не все из них в курсе всех возможностей, которые им таким образом предоставляются.
«Многие учителя говорят, что размещают домашние задания в электронном дневнике, ученики осваивают самостоятельно изучают тему. А потом по электронной почте присылают выполненные задания, либо же их передают по почте или в мессенджерах родители, – комментирует заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус. – Такую своеобразную форму прохождения учебного материала педагоги тоже считают работой в дистанте. В чем тут проблема: ученики не получают обратную связь, и большая часть освоения детьми школьной программы ложиться на родителей. Однако тут трудно обвинять учителей в том, что они сами не ведут видеоуроки и не общаются напрямую с учениками в онлайн. Во многих регионах, особенно в сельской местности, нет для этого технической возможности – не хватает скорости интернета, устойчивости канала, техники, способной обеспечить работу с видео».
И все же ситуация с обеспеченностью техникой педагогов не критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.
Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.
Учителя отмечают и ряд других проблем. Например, не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили. И учителя беспокоятся, сохранится ли за ними полагающаяся зарплата. Кроме того, педагоги считают, что нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Институтом образования НИУ ВШЭ проводится комплексный мониторинг процесса организации образования в условиях пандемии. Результаты исследования, проведенного лабораторией медиакоммуникаций в образовании, подтверждаются и данными из других источников, – считает директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. – В более сложной ситуации оказались дети, проживающие в сельской местности, и многодетные семьи. Явно видны межрегиональные различия при организации дистанционного обучения. Но примерно с такими же ситуациями сейчас столкнулись и в других странах. Надеюсь, что сходство выявленных проблем приведет к тому, что будут быстрее распространяться решения, показавшие свою эффективность».
По мнению эксперта, таким решением, например, может быть предоставление гаджетов малобеспеченным семьям, а также поддержка, в том числе и консультационная, родителей, которые используют трудности при обучении детей в дистанционном формате.
Полный текст исследования доступен на сайте ВШЭ