Отвечает психолог // Статья

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

  • 30 марта 2020

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Фото: длямамипап.рф

Успех человека в профессии на 85% зависит от «гибких» навыков. Вместе с Наталией Гатановой, психологом, мамой и научным руководителем фонда МиКЭБИ разбираемся, что это и как развивать их у детей младшего возраста

Что такое «гибкие» навыки и почему они важны для ребенка

Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.

Hard skills («жесткие» навыки) – узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста – писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.

Soft skills («гибкие» навыки) – набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.

В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA – аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.

Какие «гибкие» навыки развивать у детей

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки – коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.

Коммуникация. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.

Лидерство. Лидерство – это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Ребенок может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.

Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, – РБК), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно – у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в 3 года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

Быть принимаемым – ребенок играет с другими детьми, ощущает себя нужным и полезным.

Быть независимым – ребенок понимает, что может что-то поменять, если этого захочет. Например, поставить по-своему игрушки или выбрать одежду.

Быть успешным и компетентным – ребенок знает, что если перед ним ставят сложную задачу, он с ней справится. Взрослые могут не обращать на это внимания, объясняя фразой «вырастешь – поймешь», но это неверно. Нужно относиться к ребенку, как к полноценному человеку.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Как развивать «гибкие» навыки у ребенка

Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.

Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался – здоровайтесь сами.

Отношение. Ребенок – это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко – мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите, что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.

Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые – ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером – не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме. Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.

Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5–10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», – и это не разовое явление, значит, трудности есть.

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Чтобы развить soft skills своего ребенка:
  • Правильно реагируйте на потребности в раннем возрасте, давайте своевременную обратную связь. Так ребенок научиться понимать себя и удовлетворять базовые потребности.
  • Обратите внимание на коммуникацию, лидерство и работу в группе – это самые важные гибкие навыки у ребенка.
  • Личным примером показывайте образцы поведения, коммуникации и работы вместе с другими людьми.
  • Относитесь к ребенку, как к полноценному взрослому со своим мнением.
  • Следите за ближним окружением – попросите родственников показывать правильный пример, отдавайте ребенка в группы развития с атмосферой взаимоуважения.
  • Обратитесь к специалисту, если у ребенка трудности с развитием коммуникации и гибких навыков.
  • Любите и уважайте своего ребенка.

Андрей Абрамов



Новости





























































Поделиться