Учителя // Статья

Как я работаю с нарушителями дисциплины на уроке

  • 27 февраля 2020
  • 3000

Как я работаю с нарушителями дисциплины на уроке
Фото: mezha.org

Не собираюсь обманывать, предлагая универсальное средство, которое успокоит и пятиклассников после физкультуры на шестом уроке в пятницу, и старшеклассников, продумывающих каждый шаг, каждое слово и взгляд, чтобы уж точно сорвать урок. А на примерах из жизни расскажу о двух методах, без которых я бы пропала.

Без предупреждения

Перестаньте постоянно повторять про последний шанс для исправления, тогда дети не будут проверять вас.

Расскажу, как это работало на моих уроках. Во время знакомства с классом я всегда чётко и доброжелательно озвучиваю правила поведения на уроке. А потом на горизонте (такое происходило всегда) появляется самый отважный и смелый разведчик. Не проходит и 10 секунд после объяснения правил, как он тут же их нарушает и с улыбкой смотрит на тебя.

Проступок = реакция на него

Меня не интересует, что это «шутка», что «первый урок», что «больше такое не повторится». Наказание применяется в то же мгновение. Иногда разведчиков двое. Но это значит, что второй болел, когда первый пытался проверить границы. На действие всегда будет реакция. Всегда. И прямо с этой секунды.

Репетируйте

Я всегда прописываю все возможные сценарии развития конфликта на уроке. Чтобы быстро ориентироваться в ситуации и отработать адекватную реакцию, исключающую влияние эмоций. Да, я подробно разбираю все шалости и возможную реакцию на них.

Зачем это нужно?

Вы все работаете в школе и знаете, что классы разные. В одном будет достаточно поднять бровь, чтобы успокоить народные волнения, а в другом ты каждую минуту следишь за настроением класса или нескольких его представителей. Чтобы за долю секунды вербально или невербально повлиять на обстановку (спросить, обратить внимание, пройти по рядам, встать рядом).

Нужно учиться у пилотов падающего самолёта. Они не орут на самолёт из-за отказавших двигателей. А достают инструкцию и решают проблему, учитывая модель самолёта, скорость ветра, высоту и погодные условия.

То же самое делает и учитель. Вы не можете поорать и выставить из кабинета самолёт ученика. Нужно взять сценарий и, учитывая количество участников шалости, степень тяжести проступка, настроение класса в конкретную минуту, характер отношений ученик-учитель, быстро решить проблему. Такой подход исключает влияние эмоций учителя (нет настроения, устали, всё надоело, пойду уволюсь от вас и т.п.)

Как это работало на моих уроках

Не могу похвастаться умением быстро искать выход из сложившейся ситуации. Мне легче психануть и обидеться. Подобные сценарии освобождали мою «оперативную» память процентов на 90, убирая эффект неожиданности и выбитой из-под ног почвы.

«Детские» проблемы (разговорчики, демонстративное невыполнение работ и т.п.) отрабатываются один раз. А вот сложные случаи, когда доставали сигареты на уроке, специально громко матерились, ожидая моей реакции, конечно, потребовали больше сил.

У меня была поддержка завуча и нормативных актов. На рабочем столе стояла специальная папка с документами, где официальным языком описываются последствия такого поведения для ученика и его родителей.

Моментально вызывался дежурный администратор или завуч, чтобы с урока ребёнка снять. Ни о каком праве на обязательное бесплатное образование не может быть и речи, когда человек мешает получать это самое образование другим детям, а учителю – осуществлять образовательную деятельность.

Сорвать урок ради смеха и уйти из кабинета королём среди своих одноклассников – это забавно, а вот тратить перемену и время после уроков на разборки с завучем или директором – это уже твоё собственное время. Поверьте, никому из детей не захочется тратить его на школу.

Изучайте законы, локальные акты, уставы, прописывайте сценарий развития конфликта и готовьте выдержки из официальных документов для детей, чтобы лёгким движением руки достать это прямо на уроке, когда будете вызывать администрацию.

Важные замечания

Когда пишу, всегда держу в голове, что воздействие должно быть оперативным, последовательным и адекватным.

Оперативность. Никакой мести спустя несколько уроков и игнорирования плохого поведения.

Последовательность. Вы всегда следуете одной модели поведения в таких случаях. И модель эта одинакова для всех учеников.

Адекватность. Никакого унижения и вышвыривания из класса за косой взгляд.

Источник: Суднева



Новости





























































Поделиться