23 июля 2019 года Государственная дума приняла постановление, посвященное итогам парламентских слушаний на тему: «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»
В отличие от обычных комитетских рекомендаций, по моему предложению постановление принималось всем парламентом.
20 февраля, в Международный день социальной справедливости, думский комитет по образованию и науке в порядке парламентского контроля рассматривал вопрос о том, как это постановление исполняется.
Выяснилось, что не исполняется почти никак.
Из всех рекомендаций, которые содержались в постановлении, более или менее исполнена только одна: по горячему питанию школьников.
Да и то исполнена усилиями думских фракций при поддержке президента РФ.
Но даже Владимир Путин жаловался, что продавливать это решение ему было трудно, поскольку все были против. Думаю, что все – это Минфин и, возможно, Минэкономразвития.
Все остальные пункты постановления остались нереализованными.
Мало того, даже движения в сторону исполнения не наблюдалось.
Обсуждение на заседании профильного комитета было жестким. Тон задавали председатель комитета Вячеслав Никонов и его первый заместитель Олег Смолин.
Разницы в позициях представителей думских фракций не наблюдалось.
Все были крайне недовольны действиями правительства.
Какие же требования содержатся в постановлении?
Первое. Принятие стратегии развития образования.
Выяснилось, что стратегии нет, какой-то ее проект обсуждался внутри самого Минпроса, но никому из депутатов парламента об этом ничего не известно.
Известны некоторые фрагменты этого проекта, в частности, Стратегия об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, но, к сожалению, она написана в крайне общей форме, и вряд ли можно ожидать конкретных результатов в случае ее принятия.
Достаточно сказать, что в этом документе предлагается разработка нормативных актов на федеральном уровне, аналогичных актов – на региональном уровне, а в качестве еще одной меры – разработка комплексных планов образования детей с ОВЗ на уровне субъектов РФ.
Как говорил Маяковский, «я планов наших люблю громадье», но в данном случае до реального воплощения у министерских планов – огромная дистанция.
Второе. Постановление Думы требовало, чтобы в рамках национального проекта «Здоровье» был создан специальный федеральный проект, посвященный здоровью школьников.
В этом плане вообще ничего не сделано. Между тем здоровье школьников явно продолжает ухудшаться.
И эта проблема не может быть решена усилиями одного ведомства, необходимы усилия всего правительства.
Третье. Согласно постановлению, правительство совместно с регионами должно составить дорожные карты о доведении базовых окладов российских педагогов за 18 часов работы до 70% от средней зарплаты по экономике региона.
Сейчас базовые оклады составляют 5–8 тысяч рублей, то есть в 4–5 раз ниже, чем указано в постановлении Госдумы.
При обсуждении бюджета на 2020 год представители Минфина честно признали, что эти рекомендации парламента они не учитывали.
Не удивлюсь, если они их вообще не читали.
Между тем ситуация с оплатой труда педагогов обостряется, недовольство людей растет, и абсолютно справедливо.
Четвертое. Постановление требует ускорить решение задачи, поставленной президентом – перевести российские школы на односменный режим учебы.
В то время как количество детей, которые учатся во вторую смену, продолжает расти, в 2020 году вместо запланированных ранее 300 млрд рублей на эти цели выделили 46 млрд.
Как справедливо отметил председатель профильного комитета Вячеслав Никонов, такими темпами вторая смена исчезнет, видимо, в XXII веке.
Добавлю от себя: но к этому времени и многие существующие школы просто развалятся.
Пока окончательная версия решения комитета по образованию и науке дорабатывается, поскольку члены комитета потребовали более жестких формулировок и отрицательной оценки деятельности правительства в этом направлении.