25 декабря родился Будай, Хотей – как хотите, так и называйте…
Кто таков? Божество. Можно сказать – ХоТEOC. Откликается еще и на «смеющегося Будду». Или кто-то захотел, чтобы откликался.
На самом деле – имеет отношение к синтоизму, хотя неизменно счастлив, как буддист. Но не от страданий, а от беззаботности, сытости и, видимо, легкой степени опьянения. Такой хучи-кучи Бог (есть знаковый блюзовый персонаж Hoochie Coochie Man из одноименной песни Вилли Диксона, веселый, отвязный везунчик-сибарит, который чем-то напоминает нашего героя).
По одной легенде, прототип Хотея – китайский монах Ци-Ци, который жил в X веке, – носил прозвище Будай (по-японски это и будет Хотей). Потому что у него был будай – холщовый мешок, с которым он разносил удачу, здоровье и богатство по городам и селениям.
На место прототипа Хотея, по другой легенде, претендует некий смеющийся китаец, современник Танской династии. Он пренебрег карьерой дзеновского учителя, не желая обрастать корпусом жаждущих просветления учеников. Праздно разгуливал по городам и весям с мешком, наполненным сладостями, фруктами и пирожками, чтобы раздавать уличным детишкам.
Иначе говоря, исполнял миссию Санта-Клауса Востока. Вне привязки к блуждающему китайскому Новому году.
Нет чтобы встать на табуреточку и почитать Будаю что-нибудь из китайской поэзии «ши», «цы» или «цюй». Получив от него свою порцию счастья, люди чуть ли не лезли в мешок с назойливым вопросом: «Будай, что у тебя в будае?» А он спокойно отвечал: «У меня там целый мир». Со временем завязалась и поныне не прекращается дискуссия о том, где же носит Будай-Хотей свои мировые богатства: в мешке или в не менее вместительном животе.
Японцы тоже не читали Хотею ни хайку, ни танку. Ни с табуреточки, ни с татами. При всей своей традиционной учтивости. И вообще признали его своим только в XVII веке. Но зато сразу зачислили в пантеон, состоящий из семи синтоистских богов счастья. А ведь могли вынудить сделать сэппуку, надрезав живот, и тогда – конец дискуссии.
После того как изображение Будая-Хотея растиражировали и популяризировали на нэцкэ (разумеется, это были китайцы), стало ясно: есть такая индустрия – Будай-Хотей-индустрия. Да еще и, как выяснилось, с большим будущим и межконтинентальным охватом.
И сейчас российский рынок заполнен китайскими Хотеями разных габаритов, из разного сырья. На количество счастья, которое должен принести Хотей в дом, размер и сырье не влияют. Равно как и количество Хотеев. У меня в домашнем кабинете, к примеру, больше двадцати лет живут двое.
А если у вас живет хотя бы один Хотей, возьмите сегодня его бережно в руки и совершите 300 нежных круговых движений по животу, не забыв загадать заветное желание. Не поздно и завтра.
Делал ли это я – оставлю в секрете. Главное, вы скажите про себя: «Хочу и Буду!» А Хотей-Будай обязательно поможет!