Качество образования // Новость

Александр Адамский: «Зазубренные знания убивают мышление и мешают воображению»


Александр Адамский: «Зазубренные знания убивают мышление и мешают воображению»
Иллюстрация: healthinform.ru

24 ноября на экспертно-методический семинаре для педагогов и руководителей московской школы № 1065 научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский рассказал о том, как в развивающем обучении происходит развитие мышления.

Поскольку развивающее обучение берет свое начало из культурно-исторического подхода Льва Выготского, то единицей развития мышления является теоретическое понятие, которое важно отличать от формальных сведений и знаний.

Эксперт обратил внимание, что при подготовке учителей этой проблеме уделяется очень мало внимания, поэтому подавляющее большинство педагогов не очень хорошо представляют смысл теоретических понятий, сосредотачивая свои усилия на запоминании сведений.

«Многие считают, что чем лучше развита память, тем лучше у него мышление, но здесь нет линейной связи. Зазубренные знания убивают мышление и мешают воображению», – подчеркнул эксперт.

По мнению Адамского, важно понимать, в чем заключается смысл развития мышления.

«Речь идет не только о культурно-историческом процессе. Самое главное – чтобы в процессе обучения ребенок понимал, как у него возникло то или иное понятие», – сказал научный руководитель «Эврики».

Чтобы ребенок действовал инициативно, надо направить его произвольное действие в нужное для учителя русло, то есть соединить с задачами обучения.

На первый план выходит умение поставить задачу. По мнению Адамского, именно учебная задача – ключ к разгадке, будет ли ребенок действовать ребенок свободно, произвольно и даже спонтанно.

Но многое зависит от педагога: поощряет ли он на уроке спонтанное действие ребенка, ведет ли детей к определенной цели и оставляет ли эта цель возможность ребенку формулировать свои собственные цели и задачи.

Поводя итоги, Адамский сказал, что Лев Выготский рассматривал два типа задач:
  • задачи, которые ребенок может самостоятельно решить, но тогда нет шага вперед;
  • задачи, которые ребенок не может решить сам, но хочет решить.

«Это и есть мотивация к взаимодействию со взрослым, когда ребенок вынужден действовать самостоятельно, но тип задачи лежит в зоне ближайшего развития», – подытожил эксперт.



Новости





























































Поделиться