Дистанционное обучение // Ключевой вопрос

«Ни одна система образования в мире не была готова к бесшовному переходу на дистант»

  • 16 ноября 2020

«Ни одна система образования в мире не была готова к бесшовному переходу на дистант»
Иллюстрация: elements.envato.com

Я не эксперт, но не поленилась и за последнюю неделю пообщалась со своими бывшими однокурсниками, профессурой и знакомыми, которые переводили или переводят на дистант школы в Китае, США, Великобритании и Германии. Крайне познавательно. Все страны оказались в одинаковой ситуации, однако все находятся на разных стадиях осознания и внедрения изменений. Как следствие, если нам позволит эго, мы можем учиться на чужих ошибках и быстро действовать на опережение.

Ни одна система образования в мире не была готова к бесшовному переходу на онлайн, вне зависимости от уровня «цифровизации» и проникновения технологий. Можно сколько угодно сейчас критиковать государственные платформы и кричать, как у нас все плохо и не технологично, но технологии смешанного обучения и полный перевод на дистант – это совсем разные задачи. Везде все начиналось с домашки на вотсапе (вичате) и уроках по скайпу (зуму) от самых продвинутых учителей.

Все страны так или иначе в своем темпе отвечали и продолжают отвечать на четыре ключевых вызова:
  1. Доступность. Обеспечить образованием всех вне зависимости от доступа к интернету и наличия гаджетов.
  2. Контент. Обеспечить детей образовательной программой и не сваливать все на родителей, которым и так нелегко.
  3. Педагоги. Массовый инструктаж и подготовка педагогов.
  4. Структура. Общая структура учебного дня и дисциплина.

Самые интересные и самые разные подходы – у США и Китая, разность обусловлена очень разными системами образования. Ну невозможно в США создать единую платформу для всех школ, когда на уровне штата и даже дистрикта может быть свой контент, отличный от соседней школы.

В Китае:
  • первый месяц был хаос и каникулы (ничего не напоминает?). Потом собрали крупный бизнес, разделили блоки ответственности (TAL – за часть контента, Alibaba – за ИТ, крупный телеком – за обеспечение нагрузки, серверной части);
  • более тысячи педагогов снимали видеоконтент по всем предметам и не только. Китайцы подготовили еще уроки по эпидемиологической ситуации, психологическому состоянию и физическим упражнениям;
  • местный единорог iTutor отвечал за массовую подготовку учителей к использованию платформы;
  • в первый день запуска к платформе подключилось 23 млн школьников, а те, кто не подключились к платформе, смогли смотреть уроки по ТВ. Китайцы запустили три канала, которые с 8 до 18 показывают образовательный контент. Это для ребят, у которых нет девайсов и выхода в интернет, а таких в Китае крайне много. Задача учителя – дать семьям расписание дня, опираясь на телепрограмму или онлайн-ресурс.

У китайцев крутейший кейс кооперации и использования ресурсов, когда не три платформы параллельно, а каждый эксперт в своей части, а за общую сборку отвечает государство. Респект. Вот что получилось (не суперэстетично, но, кажется, работает).

В США:
  • Штаты были чуть более готовы исключительно из-за общего уровня подготовки педагогов и родителей (!) к цифровым ресурсам, много школ уже использовали Google class, Class Dojo и другие сервисы:
  • переход происходит на уровне дистрикта и школы, а не централизовано;
  • учителя используют Zoom для проведения уроков и Google class для организации процесса, при этом дистрикты (окружные управления образованием) сделали очень продуманные ресурсы методической поддержки с планами под каждый урок и рекомендуемым контентом для оживления онлайн-уроков. Вот пример от Нью-Йоркского департамента образования;
  • вопрос с доступностью в Нью-Йорке решается бесплатной арендой девайсов, которые дезинфицируют и развозят по домам.

У американцев точно можно поучиться методической поддержке и структурированию процесса, что немаловажно. Вот такой ресурс, например, сделали в Гарварде для своей профессуры.

Во многих странах государство выступает в роли модератора и дает школе самостоятельно принимать решение об используемых технологиях, это в основном в странах, где технологии уже активно использовались. Вот, например, библиотека вопросов/ответов, которую Министерство образования Сингапура подготовило для родителей.

Выводов не будет, но сейчас точно нужно держать руку на пульсе, следить за международными кейсами и действовать очень быстро. Learn, unlearn, relearn как главный навык ближайшего месяца, а креативность, коллаборация, коммуникация, критическое мышление резко перешли из навыков будущего в навыки настоящего.

Аня Шайхутдинова



Новости





























































Поделиться