Образовательная политика // Статья

Тенденции и риски цифровизации и многообразия среды, перспективы эволюции управления

Выступая 24 октября на конференции «Авторская школа “Эврика”», заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк отметил, что «Разнообразие может привести к потере управляемости, если система не отреагирует грамотно».
  • 30 октября 2020
  • 570

Тенденции и риски цифровизации и многообразия среды, перспективы эволюции управления
Фото: Seldon.news

Заместитель министра отметил, что понятие «экосистема» сегодня активно входит в разные сферы нашего бытия и определяет эволюцию управления образовательной системой, а растущее разнообразие образовательной деятельности формирует проблематику децентрализации управления. Если грамотно не отреагировать на эту проблематику, это может привести в конечном счёте к утрате управляемости системой.

«Неограниченное возрастание разнообразия размывает границы нормы, и сама норма из безусловного регулятора деятельности будет становиться достаточно условной», – считает Виктор Басюк.

Выход в этом случае видится в грамотном использовании нормативного регулирования, с одной стороны, и «сигнального» регулирования, с другой. В частности, без нормативного регулирования невозможна унификация требований к качеству обеспечения условий образовательной деятельности.

«Это одно из основных требований к организации функционирования системы образования. На это будет ориентирована значительная часть бюджетных средств и расходов в рамках национальных проектов и мероприятий государственных программ», – подчеркнул заместитель министра просвещения.

По его мнению, необходим баланс так называемых жёстких (нормативных) и мягких («сигнальных») инструментов управления: к первым относятся нормативно-правовые регуляторы, в том числе конституционные гарантии, ко вторым – оценочные процедуры и методические документы.

По словам Виктора Басюка, мы переживаем период высокой степени политизации темы «образование» и поляризации оценок управленческих действий.

Поскольку образование находится в центре внимания общества, которое настроено весьма критически, то любые решения в этой сфере должны учитывать интересы и представления не только управленцев, но и ключевых социальных групп.

«В противном случае, каким бы рациональным и эффективным то или иное решение ни было, оно с большей степенью вероятности наткнётся на общественную критику, на противодействие, и в конечном счёте, скорее всего, будет терпеть фиаско. Здесь, на мой взгляд, выход видится прежде всего во внедрении новых профессиональных компетенций работников образования и управленцев, которые работают в отрасли. Введение в практику профессиональной деятельности учителя и управленца навыков, которые связаны с посреднической функцией, с переговорами, с диалогом, с управлением коммуникациями должно создавать поведенческую основу для повышения интерактивности, коммуникации на всех уровнях управления, начиная с учителя и заканчивая самым высоким уровнем управления», – считает Виктор Басюк.

Тотальная цифровизация, технологические возможности которой, связанные с тиражированием, обработкой, передачей информации, существенно превышают возможности по её качественному осмыслению. Всё больше усилий тратится на сбор информации, но всё меньше гарантий того, что имеющаяся информация будет использована для рационального управления и достижения образовательной цели.

«И, на мой взгляд, этот информационный хаос, отсутствие технологии его структурирования, несомненно, дезориентирует и парализует любую структуру, организацию или профессиональную деятельность», – опасается заместитель министра просвещения.

По его мнению, выход – в создании и развитии информационной системы, основанной на понимании и рациональном проектировании всей отраслевой архитектуры данных, а также развитии технологической инфраструктуры социального пространства, в которой действует наша современная школа.

Видеоконтроль широко применяется во всех сферах жизни, в том числе в образовательных организациях: современные технологии позволяют фиксировать и идентифицировать людей и их действия.

По мнению Виктора Басюка, «с одной стороны, это работает на объективность оценки и оптимизацию ресурсов, необходимых для эффективного контроля за ситуацией, но, с другой стороны, размывает границы между приватным и публичным в жизни как ребёнка, так и взрослых», нередко приводит к скандалам, к человеческим и профессиональным драмам. В этом заключаются риски и конфликтный потенциал цифровизации и технологизации образовательного пространства.

Как считает Виктор Басюк, «в этих обстоятельствах система образования должна приложить все усилия к тому, чтобы педагоги осознавали и умели справляться с этими рисками. Нужно готовить, а в ряде случаев и защищать наших педагогов, которые сегодня в публичном пространстве нередко становятся объектом для нападок».

«Мы должны направить наши усилия на поиск способов осознанного и целенаправленного формирования поведенческих привычек и профессиональных качеств, которые позволят нам минимизировать конфликтный потенциал цифровизации», – подчеркнул он.

Также он отметил, что «ценность таких системных, профессиональных, общественных площадок, как межрегиональная конференция “Авторская школа «Эврика»”, состоит как раз в свободном обсуждении актуальных и зачастую весьма острых, разнополярных тем, по которым нам предстоит искать общее понимание, совместные решения, укладывая их в единую стратегию управления и развития системы образования».

Выступление Виктора Басюка можно посмотреть здесь



Новости





























































Поделиться