Культура // Тема дня

3 неудобных вопроса священнику про Хэллоуин, половое воспитание и уроки православия

Говорим с представителем церкви о раздаче презервативов в школе, праздновании Дня всех святых и замену учителей священниками.
  • 30 октября 2020

3 неудобных вопроса священнику про Хэллоуин, половое воспитание и уроки православия
Фото из личного архива Александра Данилова

В канун Хеллоуина священник и блогер Александр Данилов рассказал «Вестям образования», что он думает про оккультные праздники в школах, как оценивает уровень преподавания основ религиозной культуры и светской этики и почему школа ни в коем случае не должна заниматься половым воспитанием детей. Про раздачу презервативов тоже поговорили.

Если празднуем Хэллоуин, то надо отмечать Пасху и Хануку

С одной стороны, у нас государство светское. Мы не можем и было бы вредно заставлять всех отмечать только христианские праздники. С другой, очень плохо, что из западной культуры мы берем, простите, всякую медийную фигню. На Западе есть масса прекрасных праздников, День Благодарения, например, или Рождество, которые наполнены глубоким смыслом, и их можно было бы изучать. Но из всего этого богатства национальной культуры мы почему-то выбираем Хэллоуин. Хэллоуин, как и день Святого Валентина, – раскрученные праздники. Почему они раскручены? Потому что в эти дни всякие компании могут много чего продать. Поэтому маркетологи и делают все возможное, чтобы представить эти праздники в самом хорошем и выгодном свете.

Запрещать Хэллоуин, конечно же, бесполезно. Когда ты что-то запрещаешь, люди хотят этого еще больше.

Думаю, этот тренд, к сожалению, сохранится на ближайшие годы. Но раз уж мы в школе не отмечаем Пасху, значит, я бы исключил и другие религиозные праздники. Нужно определиться – либо мы даем школам возможность отмечать все религиозные даты, либо вспоминаем про то, что школа – светское учреждение. Это наилучший вариант. Потому что, когда Хэллоуин празднуется всей школой, дети из верующих семей оказываются в неудобном положении. С одной стороны, они понимают, что для них это неприемлемо, а с другой, им не хочется отличаться от других детей.

А вдруг учитель будет лить дичь про православие?

С преподаванием основ религиозной культуры и светской этики связано две очень сложные проблемы. С одной стороны, я понимаю, что священнослужителям любой конфессии не нужно вмешиваться в образовательный процесс светской школы. Но с другой, а кто будет преподавать? Только представьте, каким широким специалистом нужно быть, чтобы хорошо ориентироваться в исламе, иудаизме, христианстве. Реалии же жизни таковы, что этот предмет может по итогу преподавать даже учитель физкультуры. Кому будут лишними 2 тысячи к зарплате? В городах может быть и не так, нет кадрового голода, а в сельских школах это нередкий случай. У меня мама работала учителем в деревенской школе, и я прекрасно знаю, как это все распределяется.

А ведь это очень тонкий момент, и преподаватель может навредить, если будет неправильно преподносить материал.

А если преподаватель яростный атеист?

Он все это представит в таком свете, что дети потом на пушечный выстрел к храму не подойдут, будут считать нас мировым злом. Если к моему ребенку придут на уроках и будут лить, уж простите за жаргон, дичь про православие, мне ребенка придется откачивать после того, что ему наговорили.

Так что весь вопрос именно в качестве преподавания. Поэтому, пока в школах не появится хорошей прослойки учителей, которые будут ручаться за качество урока, на занятиях могли бы присутствовать священнослужители. Но, чтобы священнослужитель был не один на один с детьми, педагог обязательно должен присутствовать на уроке и контролировать процесс. Делать это нужно исключительно с согласия родителей и в тесном сотрудничестве с конфессиями вырабатывать методику преподавания.

Представьте себе уроки секспросвета в Татарстане

Все начинается с семьи, и любой психолог вам скажет, что моральные, нравственные качества ребенка зависят прежде всего от родителей и близких. В своем блоге я спрашивал родителей, разговаривают ли они с детьми о таких серьезных вещах, и часть подписчиков сказали, что никогда не говорили и даже боятся касаться этой темы. Это очень плохо. Нужно в первую очередь обращать внимание на семьи, на то, почему родители игнорируют такие важные вопросы.

Школа может быть классной и самой замечательной, вести уроки интимного просвещения, но, если дома ребенку не дали моральных ориентиров, никакие уроки не помогут. Ничего не изменится, если мы введем такие предметы и раздадим детям презервативы. Это борьба со следствием, а не с причинами, а причина как раз в семье. И, опять же, возвращаясь к предыдущему вопросу: а кто преподавать будет? Физрук? В школе может начать твориться полнейший треш.

Нельзя забывать, что у нас огромная страна, в которой огромное число национальностей и культур со своей спецификой. Или на них плевать, пусть они заткнутся и сидят?

Представьте себе уроки секспросвета и раздачу презервативов в Татарстане, например. А если я, допустим, узнаю, что моему ребенку без моего ведома дали презерватив, я школу разнесу. Нет, я не из Средневековья, но за своего ребенка я отвечаю сам, и я выстраиваю его дальнейшую жизнь. Поэтому для меня важно, чтобы все шаги согласовывались со мной и с супругой.

Школа в одиночку не решит вопрос полового воспитания, это должны делать родители. Так что педагогам нужно работать именно с семьей, поднимать проблемные вопросы, объяснять, чтобы потом уже родители сами общались со своими детьми.

Евгения Поплавская



Новости





























































Поделиться