Отвечает психолог // Новость

Психологи назвали самоизоляцию одной из причин роста детской агрессии

  • 1 октября 2020

Психологи назвали самоизоляцию одной из причин роста детской агрессии
Иллюстрация: priyut46.ru

Пережитая из-за пандемии коронавируса самоизоляция может стать одной из причин, провоцирующих появление агрессии у школьников, заявили опрошенные РИА Новости психологи, подчеркивая, что правильная организация детского досуга и своевременное пресечение конфликтных ситуаций со стороны родителей помогут справиться со стрессом.

В начале сентября сообщалось, что родители третьеклассников в южно-сахалинской школе вместе с детьми вышли на несанкционированный пикет у здания школы из-за мальчика, терроризировавшего своим поведением одноклассников. Кроме того, местные журналисты ранее сообщали об инциденте в Махачкале, где школьники издевались во время перемены над одноклассником-инвалидом.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. В России весной в течение месяца устанавливался режим нерабочих дней, чтобы граждане не нарушали режим самоизоляции и покидали дома только по необходимости.

Застой и напряжение

Детская агрессия, по словам заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В Ломоносова, доктора психологических наук, профессор Александра Тхостова, явление не новое. Дети, подчеркивает эксперт, чувствуют рамки допустимого поведения, нарушение которого приведет к наказанию. Однако, по его словам, в современном мире существует нехватка превентивных мер, а также способов решения конфликтных ситуаций в школе.

«Сейчас ни администрация, ни учителя не понимают, что им в таких ситуациях нужно делать. Всегда были какие-то меры воздействия на детей, которые останавливали самые острые истории.

А теперь же все учителя про это говорят: они обращаются к родителям, родители тоже ничего не делают. И это одна из причин (детской агрессии – ред.).

Вторая, наверное, они действительно из-за коронавируса «застоялись», когда их полгода не было в школе, то их навыки поведения могли быть утрачены. Это же дети, у них быстро все происходит», – заявил Тхостов РИА Новости.

Главный научный сотрудник, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Елена Дозорцева также подчеркивает, что проблема детской агрессии появилась давно, однако самоизоляция действительно могла вызвать дополнительное напряжение и дисбаланс, которые, в свою очередь, сказались на поведении школьников.

«Агрессия, в общем-то, всегда была – и 10 лет назад, и 15 лет назад тоже были эти проблемы, связанные, к примеру, с избиением вне школы. Это не сиюминутно возникло...

Повлияла ли здесь самоизоляция, сказать трудно, но это точно было сложное время для детей, когда они были предоставлены сами себе <…> и не могли общаться со сверстниками.

Это могло вызывать какое-то напряжение», – сказала Дозорцева РИА Новости.

Границы допустимого

При этом эксперт подчеркнула, что на сегодняшний день большая проблема связана не только с физическим и психологическим насилием, но и с агрессией детей в интернете, куда часто выкладывают видео с оскорблением и даже унижением одноклассников. Говоря о возможных рисках увеличения детской травли из-за новых вводимых мер в виде каникул, эксперт подтвердила, что подобные инициативы действительно вносят дисбаланс в состояние школьников. Однако, по ее словам, справиться с появившимися сложностями поможет правильная занятость детей.

«Конечно, энергетический дисбаланс у них присутствует, но если их займут в достаточной степени учебой и другими школьными делами, они найдут себе более пристойное занятие. Здесь только какими-то наказаниями обойтись нельзя. Если подростки находятся в изоляции, очень важно, чтобы они чем-то продуктивным были заняты.

И в этот период изоляции – хотя сейчас будет все-таки не полная изоляция – очень важно как раз куда-то их энергию направлять, чтобы она в агрессию не превращалась», – подчеркнула Дозорцева.

Психолог Тхостов также убежден, что родители должны своевременно пресекать конфликтные ситуации и объяснять ребенку, что делать недопустимо, потому что, по его словам, именно ощущение безнаказанности и приводит к серьезным последствиям в виде агрессивного поведения как в школе, так и дома.

«Дети очень хорошо чувствуют, насколько они могут себе что-то позволить, где их остановят. Когда дети не чувствуют границы допустимого в общении с другими людьми, а осознавая свою безнаказанность, они далеко зайти могут. Особенно подростки. Ну и маленькие тоже, когда они видят, что нет никакого наказания, что старшие вообще сами не знают, как им реагировать. Дети это чувствуют все», – заключил Тхостов.



Новости





























































Поделиться