Максима Мусселя знают в первую очередь как режиссёра мобильного кино. Он многократно участвовал в международных фестивалях и стал призером International Mobile Film Festival. А ещё он автор книги «100 шагов к созданию мобильного кино», соучредитель конкурса и создатель проекта Mobile Filmmaker и преподаватель Высшей школы экономики. Оказавшись на его выступлении, воспользовались моментом и записали небольшое интервью.
– Максим, много разговоров и даже споров о том, нужно ли запрещать гаджеты в школе. Что Вы об этом думаете? Ведь в школе дети проводят большую часть дня, снимают ролики, там бурлит настоящая жизнь... Вот как прийти – и сдать телефон в коробочку на весь день?
– Думаю, это на усмотрение администрации, но моя позиция такая, что запрещать гаджеты вне уроков – я имею в виду на переменах, в столовой – просто смешно. Совершенно ненормально «сдавать» кому-то телефоны. Учителя имеют право (как и я, например, могу) на своём уроке запретить снимать, но не потому чтобы меня, любимого, не снимали, а для того чтобы дети были погружены в образовательный процесс. Но это не «отбирание телефонов», это просьба не использовать мобильный телефон на уроке. Более того, телефон должен быть переведён на бесшумный режим, потому что звонки и оповещения раздражают.
Если у тебя звонит телефон во время спектакля, урока или лекции, неважно, взрослый ты или ребёнок – это про культуру.
Что касается съёмки на уроке… Это тоже про культуру и воспитание. Ведь можно и договориться с учителем? «Иван Иванович, мне нужно для нашего фильма снять панораму класса. Вы позволите?» Пожалуйста. Ты обратился к учителю, он тебе разрешил, потому что он начальник в том пространстве, в котором находится студент, ученик. Если ты сможешь ему объяснить, что снимаешь фильм про свой класс, попросишь разрешения сделать несколько кадров, любой нормальный учитель, когда его спросили заранее, разрешит. Мне кажется, вот этому надо научить детей, но не отбирать у них телефоны.
– Допустим, ребёнок любит снимать ролики и отлично снимает на смартфон. Но ему этого мало, хочется ещё какую-то технику со всеми прибамбасами, а стоит это приличных денег. Что делать? Сразу покупать?
– Я считаю, что если у ребёнка есть какое-то хобби или желание развиваться в каком-то процессе, доводить его до совершенства, тем более если это процесс не вредный, а очень даже полезный, то, конечно, родители должны ему помогать. Поэтому в пределах экономических возможностей семьи это можно и нужно делать, просто это не должно быть так: «Ты мне сначала купи, а потом я буду снимать». Вот если человек уже хорошо снимает и справляется без дополнительных объективов, штативов и всего остального; если он занимается этим не неделю, а три месяца, можно и нужно подарить ему на Новый год, скажем, стабилизатор. Я считаю, если у ребёнка есть хорошее увлечение, необязательно кино, то родители в меру своих экономических возможностей должны ему в этом увлечении помогать.
– А есть ли какие-то конкурсы или фестивали для школьников, на которых они могли бы представить свои мобильные фильмы?
– Конкурсы и фестивали не всегда, но часто имеют ограничения по возрасту. Например, Международный фестиваль мобильного кино Mobile Filmmaker’s International Fest 2019, который мы проводим, он 18+. Но в течение года проходит какое-то количество конкурсов, в которые пускают и детей. Надо постоянно мониторить и подавать заявку. Скажем, в Красноярске есть фестиваль детского кино «Герой». До сих пор детям показывали отличные фильмы, но не те, которые они сняли сами. Я им предложил, и, по-моему, они ввели с этого года, номинацию «Дети – детям».
Будет большой конкурс и отдельная номинация. Школьники будут показывать то, что сняли на мобильный телефон о себе, о своей жизни, о своих друзьях. Поэтому один конкурс без возрастных ограничений точно есть.
– А как понять, что фильм достаточно хорош и пора делать заявку на участие в чём-то серьёзном?
– В России участие в 99 случаев из 100 не за деньги. В международной практике – за небольшую сумму – 3–5 долларов. Если фильм плохой, его просто отсеют на начальном этапе. Но как это понять заранее? Может быть, вам так не кажется, а ваш фильм просто гениальный. Судить будет жюри. Поэтому подавать заявку имеет смысл всегда.