ИнтерВести // Комментарий эксперта

Проект по регионализации реализуется, но не в России


Проект по регионализации реализуется, но не в России
Фото: grindeks.md

В Казахстане районные и городские отделы образования будут переданы областям. Об этом сообщила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова республики.

«Министерство образования и науки внесло ряд поправок в Закон “Об образовании”, в Бюджетный кодекс и в Закон “О местном управлении и самоуправлении РК” в части перераспределения вертикалей финансирования организаций образования с районного на областной уровень. Что изменится в системе финансирования образования? Финансирование организаций образования будет осуществляться напрямую из областных бюджетов регионов, районные отделы образования, городские как самостоятельные юридические лица как финансировались, так и будут финансироваться. Но администрирование бюджетных средств будет осуществляться централизованно из средств областного бюджета», – заявила Бибигуль Асылова. В ведомстве считают, что финансирование из областного бюджета позволит повысить уровень организаций образования.

Как осуществляется управление образованием в России

Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и на уровне отдельной образовательной организации. На федеральном уровне определяется государственная образовательная политика, утверждаются государственные образовательные стандарты. Реализация государственной политики в области образования Законом Российской Федерации «Об образовании» отнесена к компетенции субъекта Федерации. Решение основной части вопросов управления сферой образования передано на региональный и муниципальный уровни. Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам, проживающим на их территории, возможность выбора общеобразовательного учреждения, ведут учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Таким образом, к ведению муниципальных органов отнесены вопросы преимущественно организационного характера, не затрагивающие содержательную составляющую государственной политики в сфере образования. При этом в ведении субъектов Российской Федерации находится, в частности, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Федерации.

Вопрос финансирования образовательных организаций является одним из самых важных и проблемных в Российской Федерации.

Финансирование образовательных организаций осуществляется муниципалитетом. В муниципалитет с уровня субъекта поступают субвенции, затем на основании муниципального задания в соответствии с количеством обучающихся и величиной финансового норматива они должны быть доведены до образовательных организаций.

Но если проанализировать ситуацию в муниципалитетах, мы можем наблюдать, что стоимость образовательной услуги для проживающих в одном муниципалитете и обучающихся в разных школах иногда очень дифференцирована. Длинная цепочка передачи финансовых ресурсов образовательной организации несет за собой риски потери финансирования. Происходит перераспределение средств на уровне муниципалитета, особенно это касается фонда оплаты труда педагогов, часть которого часто направляется на оплату труда обслуживающего персонала.

Решение, принятое Министерством образования и науки Республики Казахстан, позволит финансировать образовательные организации с уровня области, что минимизирует потери финансовых средств, которые доводятся до образовательных организаций, и усилит их самостоятельность.

Это повысит эффективность финансирования развития школьной инфраструктуры в соответствии с современным технологическим укладом, появятся возможности реализации типовых проектных решений в более короткие временные отрезки и с меньшими затратами.

В 2017 году Министерством образования и науки Российской Федерации был инициирован проект по управлению, в том числе совершенствованию финансово-экономических механизмов в системе образования. В рамках проекта обсуждалась возможность прямого финансирования муниципальных образовательных организаций с уровня субъекта Российской Федерации через выделение субсидий на реализацию образовательных программ. Для этого необходимы были поправки к ст. 8 273-ФЗ, ст. 21 184-ФЗ и др. Учредителем образовательной организации в этом случае оставался бы муниципалитет, но финансирование (субсидии) на реализацию образовательных программ образовательная организация получала бы с уровня субъекта Российской Федерации.

Но тогда проект остался только проектом.



Материалы по теме

Новости





























































Поделиться