Дети // Статья

Научиться садиться на корточки


Научиться садиться на корточки
Фото: wallhere.com

Всегда ли мы, взрослые, готовы услышать то, что хочет сказать нам ребенок? А что если его высказывания неожиданны для нас, его представление о мире не воспроизводит наши представления, а произнесенное им фразы не повторяют механически наши слова? Об этом размышляет Ольга Шиян.

Почему дети не доверяют взрослым? Во-первых, ровно потому же, почему и взрослые не доверяют кому-то. Случается это тогда, когда человек тобой не интересуется. Несмотря на то что к детям в нашем обществе прилично относиться по-доброму и с умилением, слишком часто это разговор взрослого с собственными представлениями о детях. Детей редко спрашивают и выслушивают. И говорят они не очень внятно, и слова подбирают долго. Да и что интересного от них можно услышать? Гораздо важнее то, насколько хорошо он воспроизводит образцы взрослого. Только этим можно объяснить то, что «голос ребенка» в наших детских садах практически не слышен, что под вывеской «наше творчество» чаще всего можно увидеть такую картину:

Вот, например, детские истории. Их сочинение и рассказывание для дошкольников не менее органично, чем игра. Но для взрослых они как бы не существуют – нет ни времени, ни условий для того, чтобы их выслушать, записать, прочитать. Хотя в этих историях – вся детская картина мира!

Чтобы все это открыть для себя, взрослому надо научиться садиться на корточки, задавать хорошие вопросы, слушать и быть готовым услышать неожиданное.

Марк Т. 4,6 года. «Жизнь про грустности» «Жил я на свете, и я пошел в садик.
Дальше попросила Света одеваться на физкультуру, но мне нельзя одеваться на физкультуру.
Такое грустное настроение, потому что всё зажило. И я не могу никого заразить.
Конец»

Поразительно, как неслучайны детские рисунки: в них практически нет ненужных деталей, каждый мелкий штрих несет смысл и значение, и дети с готовностью рассказывают об этом!

Тому, кто догадается спросить. Но чаще взрослые не спрашивают. Они считают, что это просто так, ничего не значит. Так что это взрослые должны научиться доверять ребенку, свежести его взгляда, пронзительности сравнений, остроте встречи с миром.

А во-вторых, на самом деле дети милосердны и все же доверяют взрослому. Очень доверяют. Слишком доверяют. Настолько, что его оценки готовы немедленно осваивать и вносить в собственную самооценку.

Недавно у меня состоялся с одной четырехлетней девочкой такой разговор. Она сообщила мне: «Мама сказала, что я не умею рисовать». – «Так вот же, умеешь» – возразила я, показывая на начатый рисунок. – «Нет, не умею».

Уж лучше бы дети не всегда доверяли взрослым.

Фото Ольги Шиян

Опубликовано
в газете «Вести образования» № 3 (141)
от 22 февраля 2017 года



Новости





























































Поделиться