Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок представляют экспертный доклад «12 решений для нового образования». Он подготовлен аналитической группой для обсуждения стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.
Невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. Именно эта отрасль в ближайшие годы станет опорной для технологического рынка, если удастся решить накопившиеся за последние годы проблемы. В докладе подробно проанализированы вызовы российской системы образования. К ним в первую очередь относятся растущая образовательная неуспешность, недостаточный масштаб поддержки талантов, разрывы в качестве профессионального образования и растущее неравенство. Причины этого — низкая вовлеченность обучающихся и существенное недофинансирование образования из федерального и регионального бюджетов.
«Более 25% российских школьников заканчивают 9-й класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина – отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там – не более 8–10%», – указывает на одну из проблем ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что эти проблемы возможно преодолеть с помощью 12 проектов. Они позволят не просто обеспечить развитие образования, но и внести решающий вклад в «прорыв» страны, в ее выход на новый уровень экономического, социального, технологического развития, через раскрытие созидательных возможностей населения в целом и самореализацию каждого человека в отдельности.
Каждый проект включает краткую «смету», описывающую необходимые инвестиции. Речь идет именно об «инвестициях», ведь уже в среднесрочной перспективе «отдача» (в том числе, в сугубо практическом «бухгалтерском» понимании) от каждого разработанного проекта превысит требуемые затраты. Тезисы и расчеты экспертов подкреплены результатами различных исследований, проводившихся в последние годы в России и в мире. Необходимость преодоления отставания и значительного роста расходов на образование обозначалась в качестве одной из приоритетных целей в Послании президента РФ 1 марта 2018 года.
«Наряду с проектами ВШЭ и ЦСР предлагают и инструменты для их финансирования. Помимо средств федерального и регионального бюджетов речь идет о широком применении механизмов частно-государственного партнерства. Мы провели большое количество встреч и экспертных консультаций с различными представителями бизнеса, у них есть интерес в инвестициях в цифровую трансформацию образования, строительство образовательной инфраструктуры. ЧГП позволит «передвинуть» часть бюджетных расходов на период 2024–2030 гг. – и при этом получить современную инфраструктуру школ уже в 2020–2022 гг», – подчеркивает Кузьминов.
Презентация полного текста доклада состоится 11 апреля на секции «Проблемы и перспективы развития образования» XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Тезисы экспертного доклада «12 решений для нового образования»