ИнтерВести // Статья

Правительство Китая пошло ва-банк в реформировании образования

  • 29 июля 2019

Правительство Китая пошло ва-банк в реформировании образования
Фото: bigpicture.ru

В государстве, где каждое принятое правительством решение сопряжено с регуляторным риском, любой официальный документ становится поворотной точкой в развитии страны. Для контроля над быстро растущей индустрией образования правительство Китая принимает активное участие в реализации реформ, издав ряд постановлений в июле этого года.

8 июля Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет опубликовали «Мнения об углублении реформы образования и преподавания в целях повышения качества обязательного образования» (в дальнейшем именуемый «Мнения»). «Мнения» – это, по сути, первый официальный документ страны, посвященный обучению на этапе обязательного бесплатного девятилетнего образования (шесть лет начальной школы и три года старших классов). Примечательно, что в этом документе термин «антимонопольный» был впервые употреблен в отношении надзора за внешкольными учебными заведениями.

15 июля Министерство образования совместно с администрацией Китая по киберпространству и четырьмя другими департаментами опубликовали документ «Мнения по стандартизации внеклассного онлайн-обучения» (в дальнейшем именуемый «Мнения по стандартизации»), который является первым официальным документом в отношении внеклассных онлайн-тренингов.

Подобная приверженность правительства к углублению образовательных реформ, по прогнозам аналитиков, будет сопряжена с определенными сложностями, которые станут закономерной реакцией на новые стандарты, установленные для различных подсекторов в образовательном пространстве.

Ниже - наиболее значимые части «Мнений».

С 2017 года правительство Китая начало тщательную проверку содержания учебных программ для того, чтобы стандартизировать учебные планы и школьные учебники для обязательного школьного образования и пресечь неутвержденное иностранное содержание.

Разобщенность учебных материалов, особенно для международных школ, всегда была серьезной проблемой. В 2016 году Шанхайская муниципальная комиссия по образованию провела инспекцию зарубежных учебников 21 международной средней школы, призвав руководство учебных заведений к саморефлексии. После был создан Национальный комитет Китая по учебникам, а надзор становился все более жестким.

В «Мнениях», опубликованных 8 июля, Государственный совет еще раз четко обозначил, что школы должны улучшить качество учебной программы без самостоятельной редакции списка учебников, а замена национальной учебной программы местными и школьными курсами строго запрещена. Он также подчеркнул, что школам не разрешается вводить в образовательный план зарубежные учебные программы и учебники. Таким образом правительство стремится к тому, чтобы все школы соответствовали единым национальным стандартам учебных программ.

Кроме того, в «Мнениях» упоминается, что необходимо уделять внимание дифференцированному обучению и индивидуальному обучению и возможности сочетать традиционные и современные методы преподавания. Стоит также отметить, что «Мнения» подчеркивают, что раскрытие оценок и ранжирования учащихся в любой форме запрещено, поэтому учебным заведениям, которые все еще предоставляют соответствующие услуги, необходимо изменить свой подход.

Компетентностное образование

В двух стратегиях, упомянутых в начале статьи, также изложены соответствующие положения о компетентностном образовании. «Мнения», опубликованные 8 июля, даже указывают на то, что развитие компетентностного образования является целью углубления реформы на современном этапе. Кроме того, мы обнаруживаем, что в соответствии с проверкой учреждений автономного внешкольного обучения, за исключением учебных заведений, основанных на компетенциях, онлайн-учреждения в этом подсекторе также не включены в «Мнения по стандартизации». Тем не менее будущее «математического мышления» и «большого китайского обучения» (этот термин относится к новому предметному образу мышления и выступает за всестороннюю подготовку по китайскому языку, сочетающую в себе как преподавание гуманитарных наук, так и модель, ориентированную на экзамены) все еще остается неясным. Некоторые отраслевые инсайдеры указали на то, что развитие реформы в этой области будет зависеть от заинтересованности соответствующих ведомств.

«Мнения» предлагают довольно подробный список реформ в пяти аспектах: нравственное воспитание, интеллектуальное воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание и трудовое воспитание.

Например, каждый ученик должен овладеть хотя бы одним или двумя спортивными и художественными навыками. Физическая подготовка также учитывается в общем балле вступительных экзаменов в старшую школу. Правительство Китая считает, что необходимо укреплять естественнонаучное образование, а классы трудового воспитания должны составлять не менее половины всех курсов практической деятельности.

Физическому воспитанию в «Мнениях» уделено особое внимание. Министерство образования ранее опубликовало несколько документов, призванных поощрять государственные школы к проведению широкого спектра спортивных мероприятий, таких как футбол, баскетбол и зимние виды спорта. Кроме того, 23 июля Министерство образования провело пресс-конференцию, на которой был представлен Национальный молодежный футбольный отчет, согласно которому в 2019 году планируется построить 3 тысячи футбольных детских садов. Для подготовки учителей футбола в июле началось первое общенациональное показательное обучение. Инструкторы обучат 200 руководителей детских садов и 200 учителей, подготовка будет проводиться по всей стране.

Интернет-образование

Так же, как и надзор за учебными заведениями в режиме офлайн, онлайн-обучение находится под пристальным вниманием правительства. «Мнения о стандартизации», опубликованные 15 июля, обозначили сферу влияния этого надзора «интерактивные внеклассные учебные мероприятия для учащихся начальных и средних школ (далее именуемые внешкольные онлайн-тренинги”)». Согласно реформе, предметный план онлайн-образования включает: китайский язык, математику, английский язык, идеологические и политические исследования, историю, географию, физику, химию и биологию.

В «Мнениях о стандартизации» изложены правила, касающиеся учебных мероприятий, проводимых после школы, включая содержание обучения, его продолжительность и время, а также полномочия преподавателей. Что касается содержания обучения, учебным заведениям онлайн не разрешается\опережать общенациональную программу. Но как это отследить? Директор департамента базового образования Министерства образования Юган сказал, что на следующем этапе будут приняты официальные меры.

С точки зрения продолжительности обучения политика требует, чтобы продолжительность онлайн-обучения была основана на возрасте и классе учеников. Причем продолжительность каждого урока не должна превышать 40 минут, а интервал между уроками должен быть не менее 10 минут. На самом деле существует большое количество учреждений, предлагающих уроки, которые длятся более 40 минут, например, в онлайн-изучении языка и онлайн-репетиторстве. Подобные организации должны будут вносить в тайминг соответствующие коррективы, это повлияет не только на организацию учебного процесса, но и на стоимость курсов.

Публикация «Мнений по стандартизации» дополнительно прояснила требования к квалификации преподавателей онлайн-учебных заведений. С точки зрения стандартизированного управления иностранными учителями, «Мнения по стандартизации» рассматривают план найма и указывают, что компании, нанимающие иностранный персонал, должны соблюдать соответствующие государственные нормы.

Те, кто нарушает закон, будут привлечены к ответственности.

Кроме того, сведения об опыте работы и преподавания иностранных учителей должны публиковаться во всеобщем доступе на веб-сайтах учебного заведения.

Как соблюсти предписания «Мнений» и при этом реализовывать свой потенциал, каждому учебному заведению придется решить индивидуально в кратчайшие сроки.

Перевод Лины Парафейниковой


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube