Более 50% школ в России требуют реконструкции, еще 19% - находятся в аварийном состоянии, их полностью необходимо перестраивать. Переход на современные стандарты и изменение правовых норм проектирования, строительства и реконструкции зданий общеобразовательных организаций позволит решить эту проблему, заявила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева 16 июля 2019 года на образовательном интенсиве «Остров 10-22».
«Мы продолжаем, говоря о современных подходах к организации образовательной среды, проектировать школы по старым нормам, которые не соответствуют глобальным вызовам», - подчеркнула Светлана Чупшева. Она представила лидерский проект АСИ, который наглядно демонстрирует эффективность реконструкции и строительства современных школ с учетом международных стандартов.
«Нам удалось поменять одну из ключевых норм строительства новых школ – ориентацию по частям света, и также по этажности. Это уже позволяет экономить порядка 30% при строительстве и эксплуатации школ, которые будут проектироваться по новым требованиям.
Но, условно, это только две нормы из десяти ключевых, которые позволят сэкономить порядка 4 триллионов рублей в течение ближайших пяти лет в рамках проекта “Школа 2025”«, - сказала глава АСИ.
С января 2019 года АСИ поддерживает лидерский проект «Школа 2025. Перезагрузка», который нацелен на создание современных, компактных, многофункциональных школьных зданий. Из эффектов также - повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на строительство и (или) реконструкцию школ.
Она подчеркнула, что 45 субъектов РФ готовы подключиться к тиражированию этого проекта и расширять перечень предложений по совершенствованию нормативной базы.
«Я бы хотела обсудить с представителями регионов, мы дискуссию заочную уже с рядом экспертов провели, нас поддержали Москва, Санкт-Петербург, Пермский край, Свердловская область, Новосибирская область – порядка 45 субъектов РФ. Губернаторы провели общественные слушания с представителями образовательных учреждений, строительными лидерами, с Роспотребнадзором, которые тоже считают, что такие изменения необходимы», - сообщила Светлана Чупшева.
Она напомнила, что АСИ является площадкой для сбора предложений по оптимизации правовых норм, требований и правил, регламентирующих проектирование, строительство и реконструкцию образовательных объектов. Задачи этого направления, по словам Светланы Чупшевой, полностью соответствуют механизму «регуляторной гильотины», который позволяет пересмотреть действующие в РФ нормативно-правовые акты. Для более эффективного взаимодействия с регионами АСИ объединит усилия с рабочей группой Государственного совета РФ по направлению «Образование и наука».
«Губернатор Новосибирской области [Андрей Травников] возглавляет рабочую группу Госсовета по образованию. Мы хотим, чтобы это был постоянно работающий орган, который позволял бы нам быть мобильными в плане решений, методик создания образовательной среды, а также всех изменений, которые позволят нам создавать новые пространства в школе, быть эффективными и заручиться поддержкой экспертов, - отметила Светлана Чупшева.
В числе главных проблем развития инфраструктуры образовательных организаций заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов назвал нехватку бюджетных средств на реконструкцию, высокий уровень износа материально-технической базы и ветхость зданий.
«Средства на капитальный ремонт этих зданий не предусмотрены. Выводятся из образовательного процесса здания, реконструкция которых невозможна из-за текущих норм и требований. Еще одна проблема, которая касается крупных городов, районной застройки – это требования по площади и озеленению», - сообщил Сергей Нелюбов.
По его словам, реконструкция зданий по старым нормам не позволяет обеспечить необходимую наполняемость школ и порождает еще одну проблему – отсутствие территориальной доступности объектов для местного населения.
Лидер проекта «Школа 2025», генеральный директор инженерного центра «АТОМИК» (г.Екатеринбург) Евгений Голубенко сформулировал конкретные предложения по изменению СанПиНов, СНиПов и СП.
Среди ключевых направлений: переход от естественного освещения классов к естественно-искусственному, что позволит измерять уровень освещенности помещений, а на расположение окон в классе (отменить обязательность левостороннего освещения и обеспечить «права левшей»), установить допустимый уровень CО2 вместо ограничений по вентиляции и кондиционированию помещений (обеспечить поддержание необходимого микроклимата), убрать требования к отделке стен (дизайн, краска, палитра – это интерьер), расширить требования к озеленению территорий (допустить озеленение территории не только в горизонтальной плоскости и и в вертикальной), разрешить использование цокольных этажей при соблюдении норм эксплуатации и т.д.
Предлагаемые изменения затронут следующие элементы:
- Коэффициент естественного освещения (КЕО)
- Инсоляция (облучение поверхностей солнечным светом)
- Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) от мусорных площадок, ТРЦ, аэропортов, парковок, гаражей, улиц
- Размещение помещений в подвальном и цокольном этажах
- Транзитные сети
- Озеленение
- Туалеты без естественного освещения
- Левостороннее, правостороннее, верхнее освещение, второй свет
- Многофункциональность
- Воздушная среда
«При отмене инсоляции для школ появится возможность организовывать классы на всех сторонах света, сделать площадки и пространства удобными для детей. Коэффициент естественного освещения не позволяет добавить четвертый ряд парт, то есть создавать квадратные помещения вместо прямоугольных. Отмена КЕО позволит сократить расстояние от задних парт до доски и разнообразить варианты размещения учебного оборудования. Например, повесить доски на всех стенах», - пояснил Евгений Голубенко.
Перепроектирование класса с добавлением четвертого ряда парт повысит вместимость на 10%, с помощью цоколых этажей можно облагородить «мертвые» подвальные пространства, а расположение беговых дорожек вокруг здания школы решит проблему нехватки площадок для спорта и отдыха.
«Создание современной образовательной среды лежит в свободе. Требования должны быть такими: обеспечьте нам необходимую освещенность, чистоту, воду, воздух, качество питания и уровень шума внутри пространства», – подчеркнул Евгений Голубенко.
Исследование мирового опыта создания современных образовательных пространств представил специалист Всемирного банка Тигран Шмис. Он сообщил, что в Великобритании 16% образовательных достижений школьников связаны с образовательной средой – освещение, шум, температура и качество воздуха, гибкость среды и чувство причастности (возможность использовать свой шкафчик или перемещать предметы в классе). «Чем качественнее среда, тем лучше достижения», - подчеркнул Тигран Шмис.
Российские нормы вместо качества среды измеряют, например, средний показатель площади на одного ребенка. В школах РФ этот показатель превосходит международные более чем в 5 раз: в России средняя площадь на одного ребенка составляет от 21 м², а в США - от 2,2 до 5,5 м², во Франции - от 3 до 4 м².
Справка:
Образовательный интенсив «Острова 10-22» проходит на площадке Сколковского института науки и технологий (Сколтех) с 10 по 22 июля 2019 года. Мероприятие организовано Министерством образования и науки РФ, Агентством стратегических инициатив (АСИ), Фондом «Сколково», Российской венчурной компанией (РВК), Университетом НТИ «20.35», АНО «Цифровая экономика», Платформой НТИ при поддержке НИТУ МИСиС.