Глава Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов заявил, что необходимо ускорить разработку концепции преподавания родных языков. Как?
1. Внести изменения во ФГОС.
«До сих пор изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты, которые должны обеспечить изучение государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов России и этим гарантировать единство образовательного пространства во всех наших субъектах. Но это не единственная сложность», – считает Гильмутдинов.
2. Обновить учебники по родным языкам и литературе на родных языках.
«Учебники только по девяти языкам внесены в Федеральный перечень, только по 17 языкам есть примерные образовательные программы. Существуют сложности и с экспертизой переводных учебников, по которым дети изучают физику, химию, другие предметы на родном языке.
Мы предлагаем Министерству просвещения вносить изменения в порядок формирования федерального перечня учебников и для переводных учебников предусмотреть вместо научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз только одну – лингвистическую экспертизу», – говорит глава Комитета.
Он уточнил, что процедура написания, а затем внесения учебника в федеральный реестр требует не менее 1,5 млн рублей только на один учебник, что для большинства издательств очень большие деньги.
3. Совершенствовать систему педобразования и подготовить учителей по родным языкам.
Отдельно глава думского комитета высказался по поводу подготовки учителей родных языков: в этой области есть проблемы. Например, по его мнению, вымываются традиции подготовки учителей и учёных, связавших свою профессиональную жизнь с изучением и преподаванием родного языка и сокращаются контрольные цифры приёма в вузы на такие специальности.
«Профильному министерству науки и высшего образования важно разработать меры по совершенствованию системы педагогического образования, системы подготовки учителей по родным языкам народов России, подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов для работы с двуязычными обучающимися», – уверен Гильмутдинов.
4. Разработать программу развития дистанционного электронного обучения родным языкам.
«В качестве примера можно назвать программу, которая уже несколько лет действует в Республике Татарстан и благодаря которой татарский язык бесплатно могут изучать дети по всему миру», – предложил депутат.