Качество образования // Тема дня

Вышка подтвердила репутацию

Как НИУ ВШЭ стала лучшей в рейтинге QS по образованию среди российских вузов.

Вышка подтвердила репутацию
Фото: bump.ru

27 февраля стали известны результаты QS – одного из трех ведущих международных предметных рейтингов вузов. Его результаты говорят о том, что Высшей школе экономики за короткое время удалось почти невозможное: войти в элитный круг глобального научного диалога в образовании.

«Вести образования» попросили Научного руководителя Института образования ВШЭ профессор Исака Фрумина объяснить стремительный взлет ВШЭ в мировом научно-образовательном сообществе.

Шесть лет назад, когда в Вышке создавался Институт образования, все понимали, что предстоит трудная и концентрированная работа. Но вряд ли можно было надеяться на скорое мировое признание: российская наука об образовании была мало интегрирована в мировую научную дискуссию.

Важно при этом, что в области исследований образования в Вышке работает много разных специалистов и целевые сильные коллективы – не только Институт образования. Значительную роль и в публикациях высокого уровня по образованию и в росте репутации играют Институт институциональных исследований, Институт статистики и экономики знаний, многие специалисты факультета социальных наук.

Начиная этот длинный путь, исследователи Вышки определили для себя главное: качество публикаций и академическая репутация – ключевые индикаторы успеха.

В чем же истоки успеха?

1. Стремились сразу в «высшую лигу».

В Вышке в целом пошли по пути публикации в топовых журналах. Были нацелены на быстрое и качественное развитие. Ставили перед собой задачу – расширить рамки педагогики мультидисциплинарным подходом. Это нашло выражение в создании первой российской аспирантуры по образованию, где стали возможны исследования на стыке наук.
В 2018 первыми обладателями ученой степени HSE PhD in Education (кандидат наук об образовании) стали пять выпускников аспирантуры, которые внесли важный вклад в итоговый успех. Один из них – Иван Смирнов – опубликовал результаты своей диссертации в одном из самых престижных в мире журналов.

Помогли курсы академического письма на английском языке и обсуждение статей в период подготовки с ведущими специалистами Вышки по разным дисциплинам.
Среди приглашенных профессоров, постоянно (хоть и дистанционно) сотрудничающих с Вышкой исследователи из лучших университетов – из Стэнфорда, Оксфорда, Беркли, Пекинского университета, университета Хельсинки, Бостонского колледжа, Миланского университета.

2. Ученые Вышки сконцентрировались на исследованиях с сильной эмпирической базой – строят доказательную педагогическую науку, опираясь на данные.

Современные методы и интересные данные позволили быть «на передовой» глобальной научной повестки в сфере образования. Мы впервые в постсоветской России запустили лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии» на национальной выборке по мировым стандартам. Впервые начали анализировать данные социальных сетей, работать с такими сложными объектами как неформальное образование, образовательная вовлеченность, универсальные компетентности. Это тоже положительно повлияло и на продвижение публикаций, и на академическую репутацию.

Уникальная база данных о российском и мировом образовании доступна сейчас и молодым, и опытным исследователям. Вышка инвестирует в сбор эмпирических данных, без которых невозможна современная наука.

3. Вышка активно вовлекается в крупнейшие международные исследования, и сам становился оператором международных проектов.

Мы взяли за правило, чтобы каждый сотрудник и аспирант смело подавал доклады на лучшие международные конференции и старались помочь тем, чьи доклады принимались. Половина наших аспирантов проводит 2–3 месяца в одной из флагманских зарубежных научно-образовательных организаций. Очень долго и упорно выращивали собственные научные международные конференции реально высокого уровня.

Наши ученые инициировали масштабные международные исследовательские проекты, результатами которых становятся книги, выходящие в глобальных издательствах:

  • «Трансформация постсоветских систем образования» (в партнерстве с 16 университетами бывших стран СССР и Европы).
  • «Универсальные компетентности и новая грамотность для современной школы» ( в партнерстве с фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и шестью ведущими университетами мира).
  • «Оценка навыков студентов инженерных специальностей» (в партнерстве со Стэнфордским университетом и университетом Чинхуа.
  • «Измерение индивидуального прогресса ребенка в начальной школе» (совместно с Дарэмским университетом).
  • «Неравенство в образовании» (совместно с пятью ведущими мировыми университетами).
  • «Академическая профессия» (совместно с Бостонским колледжем).

4. Связь с практикой.

Как ни странно, многие эксперты полагают, что успеху Вышки помогает тесная связь с реальностью образования, участие специалистов в инновационных проектах, в проектировании и анализе государственной политики. В мире интересуются тем, что происходит в России, многими сильными сторонами российского образования и классической науки (прежде всего, педагогической психологии). Нельзя сформировать сильную международную репутацию, исследуя только традиционные образовательные форматы. Инобр стал исследовательским партнером инновационных организаций – Агентства стратегических инициатив, движения WorldSkills, Российской венчурной компании, Сбербанка, таких лидеров образовательной сферы как «Яндекс», «Просвещение», «Российский учебник».

Комментарий от редакции

Российский вуз вошел в диапазон 100–150 в рейтинге QS.

Для молодой организации такой рост показателей репутации – знак мирового признания среди наиболее авторитетных ученых, работающих в сфере образования.

Каждый эксперт должен назвать некоторое количество сильнейших университетов в своей сфере – не выбрать из списка, а именно назвать. При этом голоса иностранных экспертов «весят» в шесть раз больше, чем голоса российских. То есть можно говорить именно о том, что в разы выросла узнаваемость Вышки в мире. Она стала частью того научного сообщества, которое определяет будущее исследований образования.

Напомним, что рейтинг QS формируют несколько показателей, ключевые из которых – академическая репутация и цитируемость научных публикаций (с учетом Индекса Хирша). «Вес» репутации вуза составляет половину результата в рейтинге. Цитируемость не менее важна, ее доля – 40%. Репутация среди работодателей тоже имеет значение. Хотя относительно других показателей, ее доля невелика – всего 10%.

Интересно, что методика подсчета рейтинга – это «длинные» достижения: на результат Вышки сегодня повлияли статьи 2012–2016 годов. Количество сегодняшних публикаций и ссылок на них отразится уже в будущих рейтингах.

Вышка не собирается снижать темпов. Авторитетные международные организации выбирают ВШЭ партнерами и операторами своих мероприятий.

2224 мая на базе НИУ ВШЭ состоится Генеральная ассамблея Международной академии образования организации, объединяющей самых авторитетных исследователей образования из 39 стран.



Другие статьи автора

Чего нет в новом майском указе?

Не могу не отметить с сожалением, что тема равенства образовательных возможностей, поддержки неуспешных не отражена в задачах. К сожалению, лозунги о справедливости, о социальной мобильности повторяются, а конкретных мер явно недостаточно. И, конечно, привлекает внимание отсутствие каких-то системных мер по развитию высшего образования.

Новости





























































Поделиться