Образовательная политика // Новость

Виктор Болотов рассказал, что ждет участников Международной конференции ЕАОКО

  • 15 октября 2019

Виктор Болотов рассказал, что ждет участников Международной конференции ЕАОКО
Фото: europa.eu

С 14 по 15 ноября в Минске пройдет VIII ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО). Корреспондент «Социального навигатора» поговорил с президентом ЕАОКО, академиком Российской академии образования Виктором Болотовым о повестке, которая будет обсуждаться в рамках мероприятия.

– Виктор Александрович, какие вопросы будут обсуждаться на конференции в этом году?

– Изначально конференция создавалась, как площадка для обмена опытом и для переговоров о сотрудничестве ведущих специалистов по оценке качества образования в постсоветском пространстве, однако сейчас в ней принимают участие эксперты из разных стран мира, в том числе представители Великобритании и США. Каждый раз на конференции мы определяем тему следующей, актуальную для всех стран-участниц, связанную с оценкой качества образования. В прошлом году в Таджикистане мы договорились сделать главный фокус следующей конференции на проблеме внутриклассного и внутришкольного оценивания. Очевидно, что действующая пятибалльная (на самом деле – четырехбалльная) система мало что дает для обеспечения развития школьников: нужно не просто ставить отметки, но и давать ученикам развернутую оценку их работы. Участники поделятся опытом, как оценивать детей, чтобы обеспечить их прогресс.

Кроме того, мы обсудим оценку навыков XXI века, а также оценку качества образования в контексте подготовки педагогических кадров. Вернувшись после конференции, мы будем использовать результаты обсуждений для работы в России.

– Какие проблемы существуют в системе внутришкольной и внутриклассной оценки качества образования в России?

– Сама по себе отметка нужна лишь при итоговом оценивании – насколько ученик освоил программу. В текущем оценивании она мало что дает, поскольку ничего не меняет в знаниях ученика. Учителю очень важно давать детям развернутые комментарии: объяснять, что получилось, а что нет, как изменить ситуацию. Надо разумно оценивать прогресс ребенка: «У тебя тут стало лучше, чем вчера, а вот тут ты чего-то сбавил, давай подумаем, как добавить». Такие разговоры с ребенком нужны в любом возрасте. При этом, необходимости в первом-втором классе ставить «тройки», «четверки» и «пятерки», на мой взгляд, нет. У нас есть много школ и учителей, которые работают с детьми именно так. Но, к сожалению, далеко не все на это выходят.

– Вы сказали, что одна из тем конференции – оценка навыков XXI века. Какими навыками должны обладать выпускники школ?

– Есть универсальные компетенции: например, любой человек должен уметь работать с информацией, поскольку мы живем в цифровом пространстве. Существует так называемый набор мягких или гибких навыков (англ. soft skills), которые нужны в любом городе мира.

На самом деле их довольно много, но наиболее популярны так называемые «4К»: коммуникабельность, критическое мышление, которое помогает формировать собственную точку зрения, креативность для решения новых задач и умение работать в кооперации, умение сотрудничать, ведь серьезные проблемы нельзя решить в одиночку. Но при этом есть навыки, которые достаточно специфичны и зависят от места, где живет выпускник. Например, в большом городе навыки безопасного поведения отличаются от навыков безопасного поведения в сельской местности или в горах.

– Как и кто должен оценить уровень подготовки педагогических кадров?

– Все рассуждения про аттестацию и тестирование учителей осмысленны только в одном случае – если это носит характер не дисквалификации учителя, чтобы в очередной раз объявить всей стране, что треть учителей ничего не знает, а диагностики. Здоровая диагностика помогает решить ряд проблем. Например, если учитель плохо знает какую-то тему, специалисты помогут ему разобраться в ней.

Также учитель может испытывать трудности в работе с определенной группой учеников: например, одаренными детьми, гиперактивными или детьми с задержкой развития.

Не нужно наказывать учителя за это, наоборот, необходимо создать условия, чтобы он понял, как с ними работать.

Поэтому тестирование для оценки результатов учителей осмысленно только для того, чтобы помочь учителю понять, где у него есть проблемы, а потом помочь ему их решить. И это, на мой взгляд, должны делать независимые центры по диагностике, а не Рособрнадзор, потому что он ориентирован на контроль, а не на диагностику.



Новости





























































Поделиться