Качество образования // Колонка

Без НКО и инвесторов система не выживет

Все поставщики образовательных услуг должны быть уравнены в правах.

Без НКО и инвесторов система не выживет
Фото: energy.s-kon.ru

Сейчас в России действует порядка 143 тысяч социально ориентированных НКО и еще больше коммерческих структур и ИП, предоставляющих образовательные услуги. А в реестр поставщиков социальных услуг включены всего 700 негосударственных организаций, большая часть которых относится к НКО. При этом у столь масштабной бизнес-структуры есть опыт, ресурсы и мотивация, но нет доступа в сферу государственного образования.

В течение семи месяцев в АСИ рабочая группа формулировала предложения для снятия ограничений по допуску негосударственного сектора в сферу социальных услуг. Была разработана «Дорожная карта» изменений федерального законодательства и других нормативных актов.

Специально для «Вестей образования» представитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» в рабочей группе Наталья Шадрина прокомментировала основные, с ее точки зрения, результаты будущих изменений.

Н. Шадрина: Мы все согласились с тем, что система образования не справится ни с инфраструктурными проблемами, ни с вызовами будущего, связанными с результатами образования в одиночку.

Без активного участия НКО и денег инвесторов, без негосударственного сектора система не только не будет развиваться, но попросту не выживет.

Это базовая установка, которую на старте сформулировал руководитель Рабочей группы АСИ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Поэтому мы сосредоточились на ключевых изменениях, которые позволят НКО и инвесторам участвовать в образовании. Например:

– введение персонифицированного финансирования общего образования (сертификат),

– установление бюджетных обязательств субъектов РФ по финансированию частных организаций дополнительного образования детей,

– пересмотр требований к лицензированию с исключением из требований к общеобразовательной организации, реализующей обучение исключительно в дистанционной форме или путём электронного обучения, требований к наличию материально-технической базы (помещения, спортзалы, пункты питания, смены занятий и т.п.),

– пересмотр требований к размещению общеобразовательных организаций при их строительстве и реконструкции и ряд других предложений, позволяющих решить задачу по созданию равных возможностей доступа для бизнеса и НКО в системе образования.

Принятие правительством РФ этих и других предложений позволит увеличить вклад бизнеса в образование, сняв существующие нормативные и административные барьеры.

Прежде всего – отработать механизмы передачи бюджетного финансирования негосударственным поставщикам. Также она обеспечит поставщикам качественных образовательных услуг возможности доступа к нормативно-подушевому бюджетному финансированию независимо от правовой формы организации-поставщика.

От взаимопроникновения государственного и частного сектора образования выиграют обе стороны, стратегически улучшив качество образования в России.

Развитие механизмов государственно-частного партнерства поможет сформировать доверие населения к НКО и бизнесу. Это благоприятно скажется на инвестиционном климате и привлекательности предпринимательства в стране в целом и среди молодежи в частности. В долгосрочной перспективе развитие бизнес-моделей в образовании приведет к росту ВВП.

Важным следствием пересмотра требований к лицензированию с исключением из требований к общеобразовательной организации, реализующей обучение в дистанционной форме или путём электронного обучения, станет рост доступности образования и выравнивание образовательных возможностей учащихся вне зависимости от места проживания. Сельские, отдаленные, малокомплектные школы за счет реализации сетевых форм образовательных программ с привлечением частных поставщиков и при условии создания цифровой образовательной среды смогут получить доступ к лучшим образовательным программам и практикам. В конечном счете это будет способствовать вовлечению подростков и молодежи в непрерывное обучение, отвлекая от девиантных форм поведения, снижая преступность и криминализацию.

Привлечение некоммерческих поставщиков цифрового контента позволит реализовать сетевое обучение, нивелировав фактор географической удаленности учащихся от источников прогрессивных образовательных технологий, региональных центров и столицы. Оно также предоставит доступ к лучшим российским образовательным программам, что будет способствовать повышению качества и повсеместной доступности образования.

Дорожная карта была передана в экспертную рабочую группу по направлению «Развитие человеческого капитала» механизма «Трансформация делового климата».



Новости





























































Поделиться